Финансы и глобализация экономики

Тема 2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В УСКОРЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Финансы и глобализация экономики

Существуют различия в характере переходов России и Запада к преодолению кризиса социальных систем.

Сложность и масштабы решения задач переходного периода в России сопряжены с немалыми издержками и потерями для народа. В отличие от других бывших социалистических стран социальная цена радикальных экономических преобразований оказалась чрезмерно высока. В результате период ожидания на­селением положительных социальных результатов экономиче­ских реформ слишком затянулся, надежды на улучшение благо­состояния оказались не реализованными. Этот этап сопровожда­ется значительным ростом дифференциации доходов и имущест­ва населения, поляризацией общества на фоне растущей крими­нализации экономики и социальной жизни, а также неравно­мерного перераспределения государственной и муниципальной собственности в процессе массовой приватизации.

Бремя кризиса и экономических реформ легло в основном на обедневшие слои населения. За годы реформ практически произошло исчезновение среднего слоя российского общества как основы его экономической и социально-политической ста­бильности. В результате значительно сузилась социальная база экономических реформ.

В бывших социалистических странах развитие социально­-экономических реформ происходило по благоприятному сцена­рию. Период спада производства был кратковременным и соци­альные издержки перехода к рынку оказались невелики. Это по­зволило безболезненно выйти из кризиса и вступить в стадию экономического роста, что облегчило решение задач повышения благосостояния населения и развития социальной сферы в стра­нах Восточной Европы. Благодаря этому переход к рынку полу­чил широкую социальную поддержку населения.

Развитие реформ в России привело к тому, что системный кризис приобрел хронический характер и возникла ситуация «порочного круга», когда экономический спад ведет к снижению жизненного уровня трудящихся и деградации социальной сфе­ры. А это в свою очередь провоцирует дальнейшее ухудшение экономического положения в стране.

При отсутствии комплексного подхода и без увязки с реаль­ными возможностями государственного бюджета эффективная реализация социальной политики невозможна.

Существует иллюзия выхода из кризиса путем одновремен­ного решения экономических и социальных проблем. Однако социальные проблемы не могут быть быстро решены при отсутствии достаточных финансовых ресурсов и возможности в крат­чайшие сроки обеспечить существенный рост производства.

Основой реформ в социальной сфере является разработка соци­ального кодекса РФ и на его основе - принятия пакета необходи­мыx правовых актов социального законодательства.

1. Для обеспечения обоснованности и стабильности финансиро­вания социальной сферы необходимо:

1) четкое разграничение ответственности между федераль­ными, региональными и местными органами власти в решении задач социального развития, соответственно законодательное закрепление за соответствующими уровнями бюджетов доста­точных источников доходов;

2) увеличение объема полномочий в решении социальных задач региональных и местных органов власти должно сопрово­ждаться увеличением обеспеченности собственными средствами; передача центром регионам и на места решения социальных во­просов должна проходить с соответствующим перемещением центра тяжести в финансово-налоговой сфере;

3) повышение обоснованности финансовых нормативов путем уточнения состава структуры прожиточного минимума в це­лом и по регионам, а также постепенного приближения мини­мальных размеров заработной платы, пенсии, стипендии и соци­альных пособий к реальной величине прожиточного минимума;

4) для повышения эффективности использования ограни­ченных ресурсов бюджета, направляемых на финансирование социальных расходов, и во избежание распыления средств необ­ходимо уточнить перечень расходных статей бюджета, относя­щихся к социальному блоку, объединив их в специальный раз­дел бюджетной классификации, дав экономическое обоснование размеров отдельных расходов, а также приоритетов в структур­ном распределении этих расходов.

Для решения задач социальной политики необходима моби­лизация государственных внебюджетных фондов социального назначения на основе более четкого разграничения их функций в системе обязательного социального страхования, коренного улучшения механизма учета страхователей, системы сбора стра­ховых взносов, развитие принципов частичной самоокупаемости и самофинансирования, развитие системы добровольного или накопительного страхования.[4],345.

2. Важную роль играет создание социально-ориентированного механизма бюджетного федерализма, реализация которого долж­на осуществляться по следуюшим направлениям:

1) четкое разграничение полномочий и предметов ведения РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления в соци­альной сфере;

2) отнесение к функциям РФ утверждения и обеспечения общефедеральных социальных гарантий, а также предоставление дополнительных прав и гарантий, вытекающих из особого стату­са отдельных субъектов РФ;

3) отнесение к функциям субъектов РФ разработки про­грамм, повышающих уровень обеспечения социальными гаран­тиями в регионе по сравнению с минимумом социальных гаран­тий, предусмотренных федеральным уровнем;

4) обоснование нормативов трансфертов регионам на вы­плату пособий по малообеспеченности;

5) установление пособий по безработице на уровне регио­нального прожиточного минимума.

В последние годы социальная роль государства оказалась сильно ослабленной: из поля зрения и контроля выпали важ­нейшие социальные процессы. В результате системный кризис сильнее всего ударил по социальной сфере. Здесь возникли ост­рейшие ситуации, угрожающие национальной безопасности страны: поляризация и деградация социальной структуры, обед­нение населения, падение и без того недопустимо низкой цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис каче­ства и образа жизни, превращение российского общества в об­щество противостояния.

3. Долговременной целью социальной политики государства должно стать обеспечение уровня и качества жизни граждан по критериям постиндустриального обшества.

Реализация социальной политики в этом направлении должна основываться на ряде основополагающих принципов:

1) стимулировании государством роста капиталовложений в социальную сферу, налаживании контроля за состоянием науч­но-технического и образовательного потенциалов;

2) формировании государством реального единого социаль­ного пространства для реализации основных социальных гаран­тий в области образования и охраны здоровья на всей террито­рии страны;

3) совмещении социальной защиты населения с ростом экономической эффективности производства на базе концепции социального партнерства;

4) сочетании двух методов решения социальных задач: адаптационного - для трудоспособных и работающих, способ­ных заработать на себя и семью, и защитного - для нетрудоспо­собных и социально слабых, не имеющих возможности обеспе­чить свое существование без помощи государства.

К числу адаптационных методов следует отнести активную политику содействия занятости в масштабах, достаточных для воспроизводства населения, социальное партнерство между тру­дом и капиталом в регулировании заработной платы и распреде­лении доходов, оптимизацию налогообложения и системы соци­ального страхования.

4. Приоритетным направлением в политике доходов должно стать повышение цены труда и реальной заработной платы, уве­личение ее удельного веса в доходах населения. Цена труда за­нижена в России не только по сравнению с уровнем оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой, но и по сравнению с фактической производительностью труда.[4],346.

В условиях рыночного хозяйства цена труда устанавливается в процессе открытой конкуренции между работодателями и про­давцами рабочей силы. В современной России свободная конку­ренция на рынке труда сталкивается с серьезными препятствия­ми, ограничивающими ее воздействие на цену труда. Среди них: совершенно недостаточная мобильность рабочей силы; значи­тельная и все возрастающая в условиях всестороннего кризиса безработица, как открытая и формально зафиксированная, так и скрытая; структурная перестройка народного хозяйства, ставя­щая те или иные профессиональные группы работников в слож­ное положение из-за необходимости переквалификации. Все это искажает направленность конкуренции и ее результаты.

Повышение минимальных размеров заработной платы до ве­личины прожиточного минимума и значительный рост на этой основе цены труда является важнейшей и наиболее актуальной социально-экономической задачей российской экономики.

Низкая оплата ограничивает спрос, тормозит технологическое обновление производства и рост производительности труда, что в свою очередь не дает возможности для повышения его оплаты.

5.Одним из наиболее важных и актуальных аспектов соци­альной роли государства является снижение уровня бедности. Ос­новные ее источники - низкая цена рабочей силы, особенно в бюджетном секторе и ряде кризисных отраслей; низкий размер пенсий; безработица; высокое число иждивенцев в семьях; на­личие массы людей, оставшихся в зоне риска: беженцы, лица с ограниченной дееспособностью, граждане, потерявшие постоян­ный источник дохода и место жительства, социальные слои и т.п. Методы борьбы с бедностью:

.введение в генеральное соглашение и другие виды кол­лективных договоров положения об индексации мини­мальной оплаты труда в связи с ростом цен;

• укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;

• привлечение к общественным работам;

• увеличение совокупного дохода семьи за счет использо­вания резервов трудоспособности, снижение иждивенче­ской нагрузки на общество;

• введение индексации пособий по безработице ниже про­житочного минимума, установление дополнительных льгот для безработных родителей в наиболее социально-незащищенных семьях;

• сохранение пособий на детей с применением дифферен­цированного подхода, преимущественное увеличение их для социально благополучных, усиление контроля за обя­зательностью выплаты детских пособий, государственное регулирование цен на детские товары и др.;

• ориентация фондов обязательного социального страхова­ния на наименее обеспеченные слои населения.[4],347.

В самое ближайшее время должно быть завершено создание системы адресной социальной политики.

6. К числу важнейших задач регулирования социальных про­цессов относятся предотвращение разрушения социальной сфе­ры, сохранение доступности социальных услуг, усиление вложеений государства в человеческий капитал.

Основными формами и инструментами государственного регулирования развития социальной сферы являются:

• стратегические программы развития отраслей социальной сферы и обеспечение их финансирования;

• нормативы и стандарты обеспечения населения социаль­ными услугами;

• реryлирование межбюджетных отношений путем выравнивания минимальной обеспеченности по регионам;

• государственные программы, направленные на выход из критических социальных ситуаций,

• система мер экстренного характера, позволяющая осла­бить социальную напряженность.

Следует также выделить систему ограничений на коммерциа­лизацию образования и здравоохранения. Степень их коммерциали­зации требует тесной увязки с политикой доходов, с координа­цией государственных и негосударственных форм и методов со­циальной защиты населения.