Лекция 8. США в 1900-1945 годах.

1. Экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

В период между гражданской и первой мировой войнами (1865-1914 гг.) завершилось заселение Запада и произошли качественные сдвиги в экономике США. Тогда же сложилась Американская империя. В последней четверти XIX века США быстро расширяли сферу своего влияния, особенно в Атлантике, Тихом океане и Центральной Америке.

К началу ХХ века США превратились из аграрной республики в страну больших городов. Были построены громадные фабрики, сталелитейные заводы, трансконтинентальные железные дороги, появились города, крупные фирмы.

Какие же факторы способствовали для такого бурного экономического развития страны на рубеже веков?

1) Завершился процесс заселения и освоения всей территории США. Этому способствовали постоянные волны эмигрантов из европейских стран.

2) Особенность географического положения страны, изолированной двумя океанами, способствовала безопасности от военных вторжений со стороны других держав и давала возможность концентрировать усилия на развитии экономики.

3) Наличие богатейших запасов угля, нефти, меди и других полезных ископаемых, то есть наличие своей собственной сырьевой базы.

4) Поднять уровень производительности труда способствовали результаты научных открытий и изобретений.

5) Больших успехов добились в развитии новейших в тот период отраслей промышленности (автомобильной, химической, нефтяной, электрической).

6) Военные заказы в годы гражданской войны и перед первой мировой войной стимулировали рост промышленности, ускорили развитие отраслей, основанных на применении стали, пара, электричества.

7) Одновременно шло развитие черной металлургии - основы национальной промышленности США. Ее рост был основан на высоком протекционистском тарифе. Особенно велики были залежи железной руды в районе озера Верхнего, его рудники стали крупнейшими в мире. Залежи выходили на поверхность, и их можно было добывать открытым способом. Из-за незначительного содержания вредных примесей руда могла давать высококачественный металл.

Началось создание монополий. В 1901 г. была образована «Юнайтед Стейтс стил корпорейшин» в результате слияния фирмы Карнеги с другими компаниями, доминирующими в сталелитейной индустрии. Корпорация контролировала и производство, и сбыт. В целом многочисленные американские корпорации привлекали вкладчиков возможностью получать высокие прибыли при ограниченной ответственности в случае краха.

Большие финансовые возможности корпораций или трестов позволяли им: расширять сферу действий; бороться с иностранными конкурентами; диктовать кабальные условия рабочим; от железных дорог добиваться льготных тарифов для доставки грузов; влиять на политику страны.

Самая мощная и старейшая корпорация США - «Стандад ойл компани» (нефтяной трест Рокфеллеров), вслед за ней начали создаваться аналогичные объединения по производству растительного масла, свинца, сахара, табака, резины. Был создан мясной трест четверкой крупнейших поставщиков мяса (Армор и Свифт). В производстве жатвенных машин господствовала фирма Сайруса Маккормика.

В 1904 г. было проведено исследования, которое показало, что более 5 тысяч ранее самостоятельных промышленных фирм объединилось примерно в 300 трестов. Тенденции к слиянию проявились в транспорте и связи: телеграфно-телефонные компании «Вестер Юниан», «Бел телефон систем», «Америкен телефон энд телеграф колтану». Объединения появились и в железнодорожном строительстве - «Нью-Йорк контрол рейлроуд систем».

Все факторы экономического роста сосредоточились в городах. К 1885 г. по объему производимой продукции США превзошли Великобританию, являющуюся в то время крупнейшей индустриальной державой.

Несмотря на огромные успехи в промышленности, сельское хозяйство оставалось основным занятием жителей. Аграрная революция шла параллельно с индустриальной - выросла площадь обрабатываемой земли и число ферм. Основные виды сельскохозяйственной продукции - пшеница, кукуруза, хлопок. Освоение Запада и механизация сельского хозяйства способствовали тому, что фермеры производили достаточное количество зерна, хлопка, шерсти, мяса, чтобы не только прокормить американских рабочих, но и создать излишки продуктов.

В период с 90-х гг. XIX века до первой мировой войны началось движение социального протеста «прогрессизм» - американцев не удовлетворяло их социальное, экономическое, политическое положение - движение за реформы. Пик активности пришелся на 1902-08 гг.

К началу ХХ в. в большинстве крупных городов и штатов был установлен 8-ми часовой рабочий день для занятых в государственном секторе, приняты законы, обязывающие предпринимателей выплачивать рабочим компенсацию за производственные травмы и увечья, введен новый подоходный налог и налог на наследство, собственность и прибыли корпораций.

Таким образом, волновавшие реформистов проблемы могли быть решены только в национальном масштабе.

Именно с приходом к власти Т.Рузвельта историки датируют начало прогрессистской эры в истории США. При нем были приняты первые шаги в направлении государственного регулирования экономики. В этом отношении особо важное значение имели принятые конгрессом по инициативе президента антитрестовские законы, призванные поставить деятельность крупных трестов и корпораций под контроль государства.

В 1903 г. принят закон Элкинса, который запрещал изменять уже объявленные тарифы на перевозки грузов. Железнодорожники и грузоотправители не должны были сговариваться между собой о скидках, а правительство получало право на санкции против компаний-нарушителей. Т.Рузвельт не ликвидировал тресты, а лишь частично ограничил деятельность некоторых из них.

Закон Хэпберна, принятый в июне 1906 г., расширил права Международной торговой комиссии и вынудил железнодорожные компании отказаться от сговора с пароходными и угледобывающими компаниями.

Другие принятые конгрессом меры ещё больше усилили федеральный контроль за деятельностью компаний. Закон о чистоте продуктов питания от 1906 г. запрещал использование каких-либо «вредных для здоровья препаратов, химических вещества и консервантов» в фармацевтической и пищевой промышленности. Он был дополнен актом о федеральной инспекции всех мясокомбинатов, сбывающих продукцию через международную торговую сеть.

Конгресс создал новое Министерство торговли и труда, представленное в президентском кабинете. При министерстве было создано Бюро по расследованию дел крупных корпораций, которое в 1907 г. обнаружило, что сахарный трест «Американ шугар энд рифайшн компани» не выплатил государству крупную сумму налога на импорт (4 млн. долларов). Было выявлено 1462 подобные сделки в духе того времени, а сумма штрафа составила 29 240 000 долларов.

Еще в 1901 г. Т. Рузвельт принял перспективную комплексную программу по охране природных ресурсов США, которая предусматривала взятие под охрану лесов, прекращение хищнической добычи сырья, предотвращение лесных пожаров и восстановление вырубленных участков.

Акт о мелиорации 1902 г. предусматривал постройку больших плотин и водохранилищ. Заслуга президента состоит в том, что он поднял этот вопрос до уровня общенациональной проблемы.

Неоднократные попытки пересмотреть этот курс предпринимал Тафт, ставший президентом в 1908 г. В результате он восстановил против себя широкие круги фермерского населения. Мелкую и среднюю буржуазию, интеллигенцию, то есть те круги, которые составляли социальную базу прогрессистского движения. Это сказалось на позициях республиканской партии на выборах 1912 г. Победу одержала демократическая партия во главе с В.Вильсоном.

В.Вильсон в области экономики заявил о необходимости реформ. Первым делом, во исполнение обещаний об отмене протекционизма, он решил навести порядок в торговой сфере.

3 октября 1913 г. был принят специальный закон - закон Андервуда о введении нового тарифа, в соответствии с которым тарифные ставки были снижены на более чем 900 наименований товаров (на основные виды сырья и пищевых продуктов, хлопчатобумажные и шерстяные изделия, чугун, сталь), разрешался беспошлинный ввоз более сотни наименований товаров. Хотя тариф все ещё сохранял черты протекционизма, это была попытка снизить стоимость жизни.

Далее последовала реорганизация несовершенной банковской и финансовой системы. Все, что она могла - это покрывать бюджетный дефицит выпуском новых денежных знаков.

23 декабря 1913 г. принят закон о федеральной резервной системе, по которому внедрялась новая организация банковского дела. Страна делилась на 12 финансовых округов во главе с федеральными банками, которые подчинялись федеральному резервному управлению. Их капиталы создавались из взносов всех банков, входивших в систему. Чтобы сделать финансирование более гибким, был узаконен выпуск федеральных резервных банкнот для нужд бизнеса.

Следующая задача - выработка законодательства для трестов и расследование допущенных корпорациями злоупотреблений. Была образована Федеральная торговая комиссия, получившая право принимать постановления, запрещающие большому бизнесу «нечестные приемы конкуренции» в международной торговле.

Особенно большое значение имело антитрестовское законодательство. Центральное место в нем занимает закон Клейтона (по имени разработчика и инициатора сенатора Г.Клейтона), получивший название антитрестовского. Он узаконил существование и деятельность профсоюзов. А также запрещал многое из того, что раньше не осуждалось: завышенные, дискриминационные цены на продаваемую продукцию, помещение капитала в предприятия-аналоги.

Закон о федеральном фермерском кредите установил низкие процентные ставки, делая займы у государства доступными сельским хозяевам.

Акт 1916 г. «О компенсации федеральным служащим» предусматривал выплату пособий по нетрудоспособности за травмы, полученные на работе.

Первая мировая война потрясла американское общество. К 1915 г. наметившийся небольшой спад в промышленности, сменился подъемом благодаря поставкам снаряжения воюющим державам. Война дала сильный толчок экономическому развитию страны, так как США находились в особенно благоприятном положении. В отличие от своих европейских союзников США, взявшие курс на мировое лидерство «могли опереться на свое» финансово-экономическое могущество и внутриполитическую стабильность.

В отличие от европейских стран США не знали военных разрушений, людские потери были по сравнению с другими странами незначительные - 50 тысяч убитыми, 230 тысяч раненными.

Новые капиталовложения увеличили промышленный потенциал США особенно в области добычи каменного угля, производства чугуна и стали, добычи нефти и выпуска автомобилей.

Изменился и международный финансовый статус США - из должника европейских стран превратились в крупного кредитора. Общая сумма военных займов достигла к началу 20-х гг. 11 млрд. долларов.

Возрастание удельного веса США в международной экономике создало условия для их активного вторжения в сферу мировой политики. Для этой цели были использованы знаменитые «14 пунктов Вильсона», в том числе признание принципа «открытых дверей и равных возможностей» в странах Азии, Африки, Латинской Америки.

Экономический подъем ускорил процесс концентрации производства и капитала. Неизмеримо возросло могущество монополистических объединений.

В 20-е гг. экономика США в основном процветала, этому способствовала чрезвычайно консервативная политика республиканцев, которая основывалась на том, что если государство сделает все возможное для развития частного бизнеса, то поднимется благосостояние всех слоев населения. Действуя в таком направлении, правящая республиканская партия У.Гардинга стремилась создать самые благоприятные условия для индустриального производства.

В 1922-30-х гг. вновь были повышены тарифные ставки, гарантирующие промышленности США монополию на внутреннем рынке. Второй из этих тарифных законов (Акт Смута-Хоули) так повысил пошлины на импорт, что более 1000 американских экономистов направили президенту петиции с просьбой наложить на него вето.

Одновременно федеральное правительство приступило к снижению налогов, так как по мнению министра финансов Эндрю Меллона высокий подоходный налог не будет стимулировать капиталовложения в новые промышленные предприятия.

В серии законов, принятых в 1921-29 гг. конгресс в максимальной степени учел его предложения об отмене или значительном снижении ставок подоходного налога и налога на сверхприбыль, оставшихся от военного времени.

Следующий деятель Калвин Кулидж (ему принадлежат слова «Дело Америки - бизнес»). Он был вице-президентом при Гардинге и после его смерти в 1923 г. стал президентом (в 1924 г. избран на эту должность).

Кулидж проводил консервативную экономическую политику республиканской партии. В 20-е гг. частный бизнес получал существенную помощь от государства, в том числе косвенную - кредиты для строительства фирм, выгодные контракты на перевозку грузов в контейнерах.

Еще в 1920 г. был принят закон о транспорте, возвративший в частные руки железные дороги, бывшие под строгим контролем правительства во время войны. Бывший в 1917-20 гг. государственной собственностью торговый флот также был распродан частным владельцам.

Иначе обстояло дело в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственная политика республиканцев подвергалась все большей критике, так как процветание 20-х гг. почти не коснулось фермеров.

В 1900-20 гг. положение в сельском хозяйстве США было благополучным. Цены на его продовольствие росли, особенно во время войны был беспрецедентный спрос. Фермеры осваивали не удобренные и пустующие земли, которые долго не обрабатывались или оставались целиной. Их денежные доходы удвоились, а в некоторых районах даже утроились, и они стали покупать такие товары и сельскохозяйственные машины, которые раньше не могли себе позволить.

Однако, к концу 20-х гг., когда зарубежный спрос резко упал, коммерческие хозяйства, специализирующиеся на производстве важных продуктов питания, пришли в глубокий упадок.

Депрессия в сельском хозяйстве была обусловлена многими факторами, но основной была потеря внешних рынков. Фермеры не могли свободно сбывать продукцию в тех районах США, где государственная торговля сворачивалась из-за высоких тарифов на импорт. Мировой же рынок снижал потребности. Общий экономический кризис 30-х гг. усугубил и без того тяжелое положение фермеров.

Кризис начался с биржевой паники 24 октября 1929 г. («Великая депрессия»). Миллионы вкладчиков лишались своих сбережений. К 1932 г. рыночная стоимость «потерянных» ценных бумаг составила 75 млрд. дол. Закрывались конторы дельцов, прекращали работу фабрики, банки терпели крах и т.д.

Суть проблемы возникновения депрессии заключалась в громадном разрыве между уровнем развития производства и уровнем потребления. Из-за технического перевооружения промышленности во время и после войны объем выпускаемой продукции обогнал покупательскую способность американских фермеров, рабочих и служащих.

Президентские выборы 1932 г. превратились в дискуссию о причинах и возможностях выхода из кризиса. Действующий президент Г.Гувер не смог принять решительных мер. По его мнению, экономика США имела здоровую основу, но испытывала воздействие международного кризиса, вызванного первой мировой войной. Он стремился положиться на естественный процесс оздоровления экономики и выхода из кризиса.

Демократы в лице Франклина Рузвельта доказывали, что депрессия разразилась вследствие внутренних процессов американского народного хозяйства, которые усилились благодаря политике республиканцев в 20-е гг.

В результате Рузвельт одержал решительную победу, получив 22,8 млн. голосов, за Гувера проголосовало 15,7 млн.

Под руководством Рузвельта был подготовлен комплекс реформ, известный под названием «новый курс». Рузвельт был идеологом государственного вмешательства в экономические отношения (прекрасно образован, закончил Гарвардский университет, высшую юридическую школу Нью-Йоркского Колумбийского университета. С 1907-1910 гг. занимался адвокатской практикой, изучил морское право, был мэром г. Нью-Йорка).

«Новый курс» - это своеобразная экспериментальная проверка политики и практика государственного вмешательства в частноэкономические отношения.

«Новый курс» сложился из разного рода общих мер и мер чрезвычайных, законов конгресса и распоряжений президента, проектов и экспериментов.

Проект закона о банках был поставлен на обсуждение конгресса в первый же день работы специальной сессии. Закон наделял правительство США такой властью в области финансов и денежного обращения, которая была не только беспрецедентной, но и очень уязвимой с точки зрения конституционных традиций.

Основная масса законов и постановлений начального периода «нового курса» была принята в спешке за первые 3 месяца президентства Рузвельта.

Первый этап «Нового курса» (1933-1934 гг.) характеризовался двойственностью практических действий администрации Рузвельта, соединением двух различных, но в то же время тесно взаимосвязанных направлений социально-экономической политики. Основная идея заключалась в том, чтобы средствами активного государственного регулирования добиться преодоления кризиса, укрепить основы существующего строя, создать обстановку социального мира и обеспечить администрации Рузвельта имидж поборника общенационального единства.

Поэтому в чрезвычайных условиях кризиса Рузвельт взял курс на сотрудничество с крупным корпоративным бизнесом с целью оздоровления экономики.

В сфере финансово-банковской политики приоритет был отдан крупному капиталу, так как в спасении банковской системы были заинтересованы все американцы.

6 марта 1933 г. было опубликовано правительственное распоряжение о временном закрытии всех банков страны. 9 марта - принят чрезвычайный банковский акт, по которому право на открытие и получение государственного займа имели только «здоровые» банки, а это, как правило, были крупные банки. В результате этих операций было ликвидировано около 5 тыс. мелких банков, лишенных правительственных субсидий и получила развитие дальнейшая концентрация банковской системы. К середине 30-х гг. из 25 тыс. банков осталось только 15 тыс.

Следующие меры касались проведения мероприятий по централизации финансово-банковской системы. Огромный золотой запас США был передан в государственное казначейство, то есть сосредоточен в руках государства, золото было изъято из обращения, запрещен свободный обмен бумажных денег на золото, граждане должны были сдать золото в банки, золотое содержание было понижено вдвое (т.е. был девальвирован доллар). Роль государства в банковской системе была усилена, паника в банках прекращена.

Одновременно приняты меры к успокоению мелких акционеров и вкладчиков.

В июне 1933 г. конгресс принял закон Гласса-Стигала, который разграничил депозитные и инвестиционные функции банков. Коммерческим банкам было запрещено использовать вклады их клиентов для игры на бирже, чтобы поставить барьер спекулятивным операциям.

Введено страхование банковских вкладов. Предпочтительные условия страхования были введены по отношению к мелким вкладчикам (100%-ное для вкладов, не превышавших 10 тысяч долларов, частичное для вкладов более крупных размеров). Создана специальная комиссия по торговле акциями, которая должна была следить за соблюдением правила выпуска и распространением акций. Цель: ограничить биржевые спекуляции.

Центральное место при определении характера государственного регулирования промышленности занял Национальный закон о восстановлении промышленности (НИРА), принятый 16 июня 1933 г. с целью организации честной конкуренции между компаниями. Для этого были составлены специальные кодексы, которые содержали нормы, устанавливающие одинаковые для данной отрасли промышленности уровень заработной платы, продолжительность рабочего времени. Кодексы вырабатывались предпринимателями и скреплялись подписью президента и, таким образом, приобретали для данной отрасли промышленности силу закона.

Был выработан правительством типовой проект кодекса, то есть образец: 35-ти часовая рабочая неделя, минимум зарплаты от 30 до 40 центов в год.

К середине 1934 г. было введено в действие не менее 750 кодексов честной конкуренции. После их введения предприятие освобождались от антитрестовских законов сроком на 2 года. Этот закон в целом укрепил корпоративную структуру американской экономики.

Таким образом, промышленное законодательство носило промонополистический характер. Не случайно, экономическую политику Рузвельта в первые ее годы ее деятельности называли «экономическим фашизмом». Это неправомерно.

Уже на первом этапе Нового курса началось проведение либеральных реформ в социальной сфере, так как вторым важным аспектом НИРА был курс на признание ряда социально-политических прав рабочих (ст. 7а НИРА): право на объединение в профсоюзы, на заключение коллективного договора. Предприниматели должны были фиксировать минимум зарплаты и максимальную продолжительность рабочей недели. Однако статья 7а признавала права рабочих, но отнюдь не обязывала предпринимателей признавать эти права.

В законе о восстановлении промышленности был раздел об организации общественных работ для безработных. С этой целью была создана Администрация общественных работ. Правительство финансировало общественные работы, на которых временно занимали часть безработных; создавалась сеть лесных лагерей для безработной молодежи; выдавались финансовые дотации штатам для оказания помощи безработным; основана Администрация гражданских работ (ноябрь 1933 г.), которая предоставляла безработным временное занятие в течение зимы. Однако все эти меры занимали лишь 1/4 армии безработных.

В аграрном секторе 12 мая 1933 г. был принят закон о помощи фермерам, главная задача которого - повышение цен на продукты сельского хозяйства. Достигнуть этой цели намечалось путем снижения посевных площадей и поголовья скота, за что фермерам полагалась специальная премия. Источник правительственных субсидий - налог на потребителей, то есть налог на первичную обработку сельскохозяйственных продуктов. Осуществление этой программы поручалось ААА - Администрации восстановления сельского хозяйства.

С лета 1933 г. началось осуществление этого закона. Перепахано свыше 10 млн. акров хлопчатника; снижены посевные площади пшеницы, кукурузы; осенью 1933 г. проведен массовый забой свиней.

Все это было выгодно крупным коммерческим фермерам. Они получили премии за снижение производства. Тем более, что интенсификация их хозяйств за счет новых капиталовложений давала им возможность собирать на сокращенных площадях не меньшие, а большие урожаи. Мелкие фермеры разорялись. Планомерное уничтожение сельскохозяйственной продукции проводилось в тот период, когда значительная часть населения голодала.

Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерам ипотечной задолженности.

Таким образом, на первых порах «Новый курс» встретил практически всеобщую поддержку. Однако уже в 1934 г. возникла сильная оппозиция «Новому курсу».

Прежде всего, серьезный вызов составила в 1934 - 35 гг. оппозиция слева. Сохранявшаяся безработица и кризис в сельском хозяйстве привели к тому, что развернулось движение социального протеста промышленных рабочих, демократическое движение.

Сильная оппозиция возникла и справа. Наиболее трудный период экономического кризиса остался позади, экономическая конъюнктура стала благоприятной. В государственном регулировании экономики не было необходимости. Напротив, статьи НИРа о регулировании условий труда стесняли консервативные круги бизнеса. Поэтому часть крупного корпоративного капитала перешла в непримиримую оппозицию «Новому курсу». В августе 1934 г. возникла Американская лига свободы, которая потребовала отказа от государственного регулирования экономики.

Большую угрозу политике «Нового курса» справа составили действия Верховного Суда, который отрицал правомерность вмешательства государства в сферу частной собственности.

27 мая 1935 г. Верховный Суд объявил о неконституционности НИРа, а 6 января 1936 г. - о не конституционности закона о регулировании сельского хозяйства. Затем были признаны неконституционными еще 9 законов конгресса 1933-34 гг.

В целом, решения Верховного суда поставили преграду дальнейшему осуществлению «Нового курса», так как подрывали его конституционную основу.

В 1935 г. в политике «Нового курса» произошел значительный сдвиг влево. Начался второй этап, главной отличительной чертой которого стала политика балансирования, то есть учета интересов трудового населения городов и ферм.

Весной и летом 1935 г. в течение «вторых ста дней» «Нового курса» была проведена новая серия чрезвычайных либеральных реформ.

5 июля 1935 г. вступил в силу закон Вагнера, так называемый Национальный акт о трудовых отношениях. Это был самый радикальный закон, так как положение о правах рабочих получили принципиально иное толкование, чем в НИРе. Закон не только декларировал права рабочих на вступление в профсоюз и на заключении коллективного договора с ним. Было закреплено право рабочих на стачку и пикетирование. Ограничены предпринимательские прерогативы, так как пресекались нечестные виды трудовой практики (преследования рабочих за участие в профсоюзном движении, отказ от переговоров с рабочими по вопросу заключения коллективного договора). Контроль над осуществлением закона возложен на Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого были обязательны для предпринимателей и могли оспариваться ими только через суд. Таким образом, закон Вагнера обеспечил законодательно оформленные гарантии для реального осуществления этих прав.

Другая социальная реформа «Нового курса»- принятие первого в истории США федерального закона о социальном страховании. 14 августа 1935 г. введено страхование двух типов: система пенсий по старости (65 лет) и пособий по безработице. Слабостью этого закона было то, что он распространялся только на рабочих крупных промышленных предприятий и не затрагивал торговлю, сферу обслуживания и сельское хозяйство.

В 1935 г. принят закон о создании Администрации по реализации общественных работ - началось строительство крупных объектов, рассчитанных на стимулирование экономики и снижения безработицы. Однако, и на втором этапе системой общественных работ была охвачена лишь 1/3 часть безработных.

Поворот произошел и в аграрной политике, в частности в феврале 1936 г. после отмены ААА, началось восстановление плодородия почв, стала оказываться правительством помощь и менее состоятельным группам населения.

Итог второго этапа - победа Рузвельта на выборах 1936 г., так как были проведены реформы в пользу широких слоев населения.

В начале 1937 г. начался третий этап «Нового курса», когда Рузвельт продолжал активное социальное реформаторство, на закрепление достигнутого, то есть институционализация политики либеральных реформ. Этой цели служили план реформы Верховного Суда и проект административной реформы.

План реформы Верховного суда (5 февраля 1937 г.) - президенту предоставлялось право с согласия Сената назначать дополнительных судей, если член Верховного суда, достигший 70 лет, не захочет уйти в отставку, общее число судей не должно превышать 15 человек. Цель - обеспечить постоянный приток свежей крови в судебную систему.

Проект административной реформы предусматривал расширение персонала Белого Дома, создание Исполнительного управления президента, право президента изменять структуру и характер функционирования исполнительной власти.

Исход борьбы между сторонниками и противниками плана определился изменением позиции самого Верховного Суда. 12 апреля 1937 г. он принял решение о конституционности закона Вагнера, а затем конституционность закона о социальном страховании. Это означало, что проект реформы судебной системы, выдвинутый Рузвельтом, потерпел поражение.

Впоследствии Рузвельт сказал, что он проиграл сражение, но выиграл войну.

К тому времени оживление экономики стало осуществляться другими путями и федеральное правительство пришло к выводу, что административное ценообразование в ряде отраслей подрывает национальную экономику.

«Новый курс» перестал существовать. Он сделал важные шаги в сторону приспособления государственного аппарата к политике регулирования экономики и трудовых отношений, к внедрению элементов планирования. «Новый Курс» принес сокращение рабочего дня, были легализированы профсоюзы, коллективные договоры, минимум зарплаты. К 1938 г. каждый штат ввел ту или иную форму страхования по безработице.

В 1936 г. началось некоторое промышленное оживление. Однако уже в 1937 году разразился новый экономический кризис и производство, едва достигнув уровня 1929 г., вновь покатилось вниз.

8 декабря 1941 г. США объявили войну Японии, а через три дня Германия и Италия объявили войну США. Страна переключилась на мобилизацию людских и материальных ресурсов на нужды войны.

8 января 1942 г. Ф.Рузвельт сообщил о запланированном на год выпуске 60 тыс. самолетов, 45 тыс. танков, 20 тыс. зенитных орудий и строительных кораблей. Сельское хозяйство, промышленность, добыча сырья, торговля, капиталовложения, средства связи контролировались государством. Создавались новые предприятия на основе использования новых технологий.

Таким образом, начало и первая половина ХХ в. - эпоха экономического, политического укрепления США на международной арене.

 

2. Государственное устройство, партийно-политическая система США.

Основной закон - Конституция 1787 г. Конституция никогда не пересматривалась в целом, лишь дополнялась поправками. Основополагающий принцип конституции - разделение властей (выдвинутый англичанином Локком и развитый французом Монтескье) на законодательную, исполнительную, судебную. В принципе разделение властей была гарантия против произвола - одна власть сдерживает другую.

Законодательная власть вверялась конгрессу, который состоял из двух палат: Палата представителей (нижняя палата) избирается населением штатов пропорционально численности населения. Сенат (верхняя палата) - его члены избирались до 1913 г. парламентами штатов. Сенат с самого начала замышлялись как консервативная по составу палата, не зависящая от избирателей.

Выборы в обе палаты производились на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Обе палаты получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов.

Главой государства и правительства по конституции был президент, ему принадлежала вся полнота исполнительной власти. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков.

Должность президента была временной, избирался на 4 года. Однако его могли переизбрать на новый срок (два срока президентства были максимальными).

Президент США был наделен значительной властью. Существенная особенность США - сосредоточение функций главы правительства и государства в руках одного лица, к тому же неответственного перед конгрессом. Ему принадлежит верховное командование армией.

Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы, то есть права представлять палатам готовый законопроект. Вето президента, наложенное на законопроект, могло быть опрокинуто квалифицированным большинством обеих палат. В то же время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в Палате Представителей или в Сенате.

Министерства возникали постепенно. Первоначально их было три: внутренних дел и внешних сношений, финансовое, военное. Министры не являлись членами конгресса и не зависели от решений президента. Хотя на практике конгресс обладал возможностью давить на президента, а президент мог оказывать давление на конгресс.

Назначение на все важнейшие посты президент производит с согласия Сената, на менее важные - с согласия Палаты Представителей. Увольнять мог по собственному усмотрению. Считалось, что нельзя иметь послушных исполнителей, если нет права их уволить.

Высшая судебная инстанция США - Верховный федеральный суд. Имел право пересмотра законов, принятых конгрессом, при их несоответствии конституции.

Отношения между штатами и центральной властью федерации были следующие: власти США имели право устанавливать налоги; вотировать бюджет; заключать международные договоры; заботиться об обороне; чеканить монету; заботиться о торговле между штатами, о внешней торговле.

Штаты имели право организовать собственное правительство, местную полицию, суд, уголовное, процессуальное и рабочее законодательство, торговлю внутри штата, иметь собственные вооруженные силы. Правительство федерации могло вмешиваться во внутренние дела штатов для подавления беспорядков.

Первые 10 поправок в Конституцию были внесены еще в 1789 г.:

1-я запрещала конгрессу издавать законы, направленные на ограничение свободы слова, печати, собраний, религии. 2-я разрешала всем гражданам носить оружие. 3-я, 4-я, 5-я устанавливали неприкосновенность жилища, запрещали обыски (произвольные), признавали тайну переписки, главное - разрешали гражданам отказываться от дачи показаний, могущих принести им вред.

Президентские выборы проходили по строго определенной программе. Кандидаты выдвигались от политических партий на национальных конвентах (съездах) партии. Формально президент должен был удовлетворять следующим требованиям: не менее 35 лет от роду; быть прирожденным американцем; прожить в США не менее 14 лет.

Выборы были двухстепенные. Сначала избирали выборщиков, а уже они выбирали президента. Для избрания президента необходимо абсолютное большинство голосов выборщиков.

Вопрос об изменении конституции имеет право ставить только конгресс. Предложения о поправке к ней должно быть одобрено 2/3 голосов в обеих палатах и потом ратифицировано законодательными собраниями 3/4 всего количества штатов. По требованию законодательных собраний 2/3 штатов конгресс обязан был собрать национальный конвент (съезд) для решения о пересмотре конституции. На практике применялся лишь первый способ принятия поправок к конституции, а именно - по инициативе самого конгресса.

Президентские выборы 1900 г. принесли победу республиканцу Маккинли. Его президентство длилось недолго, в сентябре 1901 г., когда Маккинли осматривал выставку в Буффало в штате Нью-Йорк, он был убит.

Президентское кресло занял Теодор Рузвельт - республиканец - началась новая эра в американской политике. Возникло движение прогрессизм, которое положило начало реформам. При нем были предприняты первые шаги в направлении государственного регулирования экономики.

В преддверии избирательной кампании 1908 г. Рузвельт был в зените славы и популярности. Но он не пожелал нарушить традицию, согласно которой президент США занимает свою должность более 2-х раз подряд. Он оказал поддержку военному министру и своему другу Уильяму Говарду Тафту, одержавшему победу на выборах с намерением продолжать мероприятия Т.Рузвельта. Однако на деле предпринимал неоднократные попытки пересмотра этого курса. У.Тафт увеличил число гражданских должностей и утвердил две поправки к Конституции: 16-я - вводила новый федеральный подоходный налог и 17-я, ратифицированная в 1913 г., заменяла выборы сенаторов легислатурами штатов прямым народным голосованием.

К 1910 г. произошел раскол в республиканской партии, поэтому большинство в конгрессе получили демократы. Через два года губернатор штата Нью-Джерси Вудро Вильсон (демократ) стал соперником У.Тафта на президентских выборах. Т.Рузвельт, не сумев добиться нового выдвижения своей кандидатуры на национальном съезде республиканцев, создал третью партию - прогрессивную.

Предвыборная кампания закончилась победой В.Вильсона. Новый состав конгресса приступил к осуществлению самых замечательных законодательных программ в американской истории: закон Андервуда, закон о федеральной резервной системе, закон Клейтона, закон о федеральном фермерском кредите. В 1913 г. была ратифицирована 17-я поправка к конституции, вводившая прямые выборы сенаторов. По конституции сенатор должен быть американцем не моложе 30 лет, в течение 9 лет должен быть гражданином США и проживать в том штате, от которого его избирают в сенат. Однако решающее условие - принадлежность к одной из двух партий.

Акт 1915 г. о компенсации федеральным служащим предусматривал выплату пособий по нетрудоспособности за травмы, полученные на работе. Было улучшено положение моряков. Акт 1915 г. Адамсона ввел 8-ми часовой рабочий день для женщин и детей.

Эти законы принесли славу Вильсону, как выдающемуся реформатору. На выборах 1916 г. победил Вильсон из-за популярности лозунга демократов «он удержал нас от войны». Однако его репутация пострадала из-за первой мировой войны, в которую американцы вступили в апреле 1914 г. Приведя страну к победе, он не смог получить поддержку своего народа при заключении мира.

На президентских выборах 1920 г. демократы выдвинули губернатора штата Огайо Джеймса Кокса. Однако победил республиканец Уоррен Гардинг. Это означало полный провал вильсоновского курса. В 1920 г. впервые за кандидата в президенты голосовали женщины (по 19-й поправке к конституции 1919 г.). Республиканская партия стремилась создать благоприятные условия для индустриального производства и провозгласила курс на возврат Америки к нормальным временам, то есть стимулирование рыночных принципов и понижение регулирующий и контролирующей роли государства в экономике. Однако администрация Гардинга погрязла в коррупции.

В 1923 г. после смерти Гардинга президентом США стал его вице-президент, уроженец Вермонта, республиканец Калвин Кулидж. В 1924 г. он был избран на эту должность. Проводил консервативную политику республиканцев. Парадокс американской истории - Кулидж единственный из посредственных президентов удостоился необычно большого внимания со стороны средств массовой информации.

На выборах 1928 г. были выдвинуты две кандидатуры - республиканец Гувер и демократ Смит. Это был выбор между консерватизмом, провозгласившим, что абсолютно все в порядке и консерватизмом, что все хорошо, но нужны небольшие перемены. Победу одержал Герберт Гувер. Он вступил в должность президента за восемь месяцев до мирового экономического кризиса. По его мнению, экономика США имела здоровую основу, но испытывала воздействие международного кризиса, вызванного Первой Мировой войной. Он стремился положиться на естественный процесс оздоровления экономики и выхода из кризиса.

Президентские выборы 1932 г. превратились в дискуссию о причинах и возможностях выхода из «Великой депрессии». Оппонентом Гувера был демократ Франклин Делано Рузвельт, губернатор штата Нью-Йорк. Он доказал, что депрессия разразилась вследствие внутренних процессов американского народного хозяйства, которые усилились благодаря политике республиканцев в 20-е гг. Он одержал решительную победу, получил 22,8 млн. голосов, за Гувера проголосовало 15,7 млн.

Что касается конституционной истории, то она бедна событиями. Среди четырех внесенных поправок только одна имела важное значение - о предоставлении избирательных прав женщинам (1919 г.).

Однако существовало множество избирательных цензов, как для мужчин, так и для женщин: имущественный, грамотности, ценз оседлости, добропорядочного поведения и ряд других. Повсеместно были устранены от выборов негры.

В целом, конституция оставалась неизмененной. Наблюдалась все большая зависимость правительства от банков и крупных промышленных компаний. Как правило, президенты были ставленниками тех или иных финансовых групп.

Каждая отдельная корпорация банкиров и промышленников стремилась оказывать свое влияние на конгресс через так называемую палату лобби - специальных агентов-толкачей (точный перевод лобби - значит прихожая, т.е. прихожая конгресса, где толпятся агенты корпораций). Считается, что лоббисты как бы консультируют конгрессменов.

Государственный аппарат США (федеральный и штатов) увеличивался, опережая рост населения.

В начале 1940 г. на очередных президентских выборах Ф.Рузвельт впервые был переизбран на третий срок, а в 1944 г. - вновь на четвертый. Это было отступлением от Конституции.

После выборов 1936 г., где Ф.Рузвельт получил абсолютное большинство голосов в 46 штатах, он начинает кампанию за реформу высшей судебной инстанции (Верховный Суд) с целью изменения ее состава, так как именно Верховный Суд оказывал поддержку противникам «Нового курса». Все это заставило Верховный Суд санкционировать конституционность важных актов социального законодательства 30-х гг.

В годы «Нового курса» в ходе политической борьбы начался процесс переустройства двухпартийной системы США. Ведущая роль в ней перешла от республиканцев к демократам. Расширилась социальная база демократической партии за счет рабочих, фермеров, негров. Демократы заняли платформу неолиберальной государственно-монополистической идеологии.

Процесс перестройки республиканской партии проходил медленнее. Они заняли платформу неоконсерватизма как консервативного варианта государственно-монополистической идеологии.

Накануне второй мировой войны замедлилось, а затем и прекратилось социальное реформаторство. Причина - рост сопротивления «Новому курсу» со стороны правобуржуазных кругов нашел выражение в создании в конгрессе консервативного блока республиканцев и правого крыла демократов.

 

3. Внешняя политика США.

Превращение США в великую экономическую державу не могло не сказаться на их международном статусе.

Аляска была приобретена у России в 1967 г. за 7,2 млн. долларов. Ее называли «причудой Сьюарда» или «холодильником Сьюарда». Однако 70 лет спустя там было найдено золото, многие американцы ринулись туда и остались жить. Аляска стала 49-м штатом США и самым большим.

Поворотным пунктом американской истории стала испано-американская война 1898 г. Война началась по трем основным причинам: ненависть народов испанских колоний к испанской колониальной аристократии; благожелательное отношение США к делу борьбы за независимость; дух национального самоутверждения в американском обществе.

Война с Испанией была быстрой, продолжалась четыре месяца. Американцы не потерпели ни одного поражения. 10 декабря 1898 г. Испания по мирному договору передала США во временную оккупацию Кубу. В качестве контрибуции - о. Пуэрто-Рико, Гуам, а за Филиппины уплатили Испании 20 млн. долларов.

В начале ХХ в. наблюдается активность США в зоне Тихого океана: Филиппины, Гавайи и ряд других территорий. В июле 1898 г. конгресс США санкционировал вхождение Гавай в состав США. На Гавайях США устроили стратегически важную военно-морскую базу Перл-Харбор. Они стали 50-м штатом США в1959 г.

Оккупационный режим в начале ХХ в. США установили на Филиппинах (до 1916 г., в 1946 г. Филиппины стали независимыми), на Кубе (до 1902 г., в 1934 г. - стали независимыми, но влияние Америки сохранилось до 1959 г.).

Война с Испанией вызвала у американцев интерес к строительству через Панамский перешеек канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны, прежде всего, для морской торговли и в стратегическом отношении.

На рубеже веков Панама была северной провинцией Колумбии. В 1903 г. была провозглашена независимость страны. По договору, заключенному с США, Панама предоставила в бессрочную аренду 16-ти километровую полосу суши между океанами за 70 млн. долларов и ежегодную ренту в 250 000 долларов. Позже Колумбия получила от США 25 млн. компенсации. Согласно договору, заключенному 75 лет спустя, канал должен быть передан под полную юрисдикцию Панамы к 2000 году. Завершено было строительство в 1914 г.

Что касается стран Северной и Южной Америки, то по отношению к ним, США проводило политику сотрудничества. На 1-й панамериканской конференции (всеамериканской) конференции в 1890 г. был учрежден постоянный координирующий орган - Панамериканский союз, переименованный в Организацию Американских Государств (ОАГ). Штаб-квартира в Вашингтоне. Своеобразный прототип ООН. Цель: мирное разрешение споров и установление более тесных экономических связей.

По отношению к азиатским странам главное внимание было сосредоточено на Китае, с которым США рассчитывали начать активную торговлю. Однако после японо-китайской войны в Китае установили свои сферы влияния европейские страны. Поэтому американское правительство, настаивая на предоставлении всем державам равных торговых привилегий, разослало 6 сентября 1899 г. всем заинтересованным государствам циркулярную ноту - это была своеобразная доктрина «открытых дверей» для всех стран в Китае, которая провозглашала равные права в области торговли.

Американо-китайские отношения развивались неоднозначно. С одной стороны, долговременная традиция уважения независимости и целостности китайского государства. После подавления боксерского восстания 1900 г. направленного против иностранцев, США выделили Китаю денежный фонд для обучения китайских студентов в американских университетах. С другой стороны, иммиграционная политика США вносила в американо-китайские отношения элемент напряженности. Профсоюзные лидеры опасались, что в период экономического спада белых рабочих будут заменять низкооплачиваемыми китайцами. В 1882 г. был принят закон о приостановке иммиграции китайцев на 10 лет.

Американо-японские отношения до 1920-х гг. напоминали американо-китайские. В 1907 г. была приостановлена эмиграция японцев в США. В целом отношения были дружественные. Рузвельт во время русско-японской войны 1904 -1905 гг. выступил посредником, потребовав от Германии и Франции не выступать на стороне России против Японии. Усилия Рузвельта по урегулированию конфликта увенчались Нобелевской премией мира 1906 г.

С началом первой мировой войны все больше начинают обостряться противоречия между США и Германией. В феврале 1915 г. германское командование объявило, что будет топить все корабли, заходящие в британские воды. Вильсон предупредил Германию, что не откажется от своего права вести морскую торговлю и призовет германское правительство к ответственности за потерю своего корабля и человеческой жизни.

Весной 1915 г. был потоплен британский лайнер «Лузитания» с пассажирами, из которых 128 американских граждан. В Америке поднялась буря возмущения. В этих условиях Вильсон, стремясь отстоять права США как нейтральной державы и будучи приверженцем идеи мира, пришел к выводу, что победа Германии приведет к милитаризации Европы и поставит под угрозу безопасность Америки.

19 августа 1915 г. был пущен ко дну без каких-либо предупреждений, несмотря на запрет германского правительства, английский пароход «Арабик». Германия принесла извинения и предложила компенсацию за погибших американцев. 24 марта 1916 г. вновь пострадало несколько граждан США в результате уничтожения парома «Сассекс» через Ла-Манш.

Вильсон предъявил Германии ультиматум с требованием прекратить вести подводную войну, угрожая разрывом дипломатических отношений. Германия уступила. Это принесло очередную победу Вильсону на выборах в 1916 г., так как он удержал американцев от войны.

Однако 22 января 1917 г. Германия объявила о возобновлении неограниченной подводной войны. Вновь было потоплено пять американских кораблей. 2 апреля 1917 г. Вильсон обратился к конгрессу с требованием принять декларацию о войне. Правительство США приступило к мобилизации вооруженных сил и к переводу на военные рельсы сельского хозяйства и промышленности.

Американская армия в количестве 1млн. 750 тысяч солдат и офицеров к октябрю 1918 г. сосредоточилась во Франции. Военные корабли США помогли британскому флоту прорвать подводную блокаду. А в ноябре 1918 г. при участии американцев в Маас-Аргоннской операции была прорвана хваленая «линия Гинденбурга».

Вильсон внес крупный вклад в скорейшее окончание войны, определив цели Антанты и США как борьбу не с германским народом, а с его монархическим правительством. В январе 1918 г. Вильсон представил в Сенат знаменитые «14 пунктов», как основу для установления справедливого мира: запрещение тайных международных соглашений, замена их открытыми договорами; гарантия свободы морей и торговли, устранение экономических барьеров между странами; сокращение вооружений; разрешение колониальных споров с учетом населения колоний. Освобождение Бельгии, Эльзаса, Лотарингии и других территорий, оккупированных Германией. Свободное урегулирование и независимость решения всех вопросов, связанных с событиями в России. Изменения границ Италии на национальной основе, автономия народов, населяющих Австро-Венгрию и Турцию; создание независимой Польши.

«14 пунктов» венчала идея создания союза наций для обеспечения «взаимных гарантий независимости и территориальной целостности» великих и малых держав.

11 ноября 1918 г. было достигнуто соглашение о перемирии с Германией на основе «14 пунктов». Вильсон опасался, что в ходе переговоров с Германией, страны Антанты сгоряча предъявят Германии непомерные требования. Однако для создания Лиги Наций необходимы были уступки Антанте со стороны США. Вильсон сумел отстоять не все пункты: отверг притязания Италии на порт Фиуме, отказал Франции, стремившейся отобрать Рейн и Саарскую область у Германии, отклонил предложения взыскать с нее репарации, равные сумме всех военных расходов Антанты.

В целом, от позитивной части программы Вильсона, направленной на поддержание мира, осталось лишь предложение об учреждении Лиги Наций.

В марте 1920 г. Сенат не ратифицировал ни Версальский мир, ни устав Лиги Наций. С этого момента США стали склоняться к изоляции во внешней политике.

США участвовали в интервенции против России - крупные американские десанты высадились в Архангельске и Владивостоке. Быстро изгнанные на севере, американцы последними ушли на востоке (1920 г.). США не были в состоянии войны с Советской Россией, поэтому пребывание американских войск на ее территории было нарушением Конституции США. Вмешаться в гражданскую войну более крупными силами Вильсону мешало опасение, что американские войска откажутся воевать с большевиками и кампания протеста против войны в самих Штатах.

Основные надежды США возлагали на победу Колчака. Крах Колчака означал крупное поражение американской внешней политики. Интервенция против России было одной из причин поражения демократов на президентских выборах 1920 г.

Реакционная внешняя политика сочеталась с преследованием демократии внутри страны. Антикоммунистический поход 1920 г, вызванный красным страхом, предусматривал преследование коммунистов, была запрещена компартия, создана специальная комиссия для борьбы с коммунизмом.

В разгар кампании были схвачены два итальянских коммуниста Сакко и Ванцетти (1920 г.). Им приписали обвинение в убийстве. Судебное следствие установило невиновность обоих, так как они были далеки от места убийства, однако присяжные признали их виновными. Сакко и Ванцетти ожидали казни. Это вызвало волну возмущения американской юстицией на всех континентах. В 1927 г. Сакко и Ванцетти умерли на электрическом стуле. Их действительная вина заключалась в том, что они пытались разоблачить министерство юстиции США в незаконных репрессиях, в нарушении конституционных гарантий. В этот же период возрождается антинегритянская реакционная организация Ку-клукс-клан, начались массовые преследования негров. Определилась тенденция политической реакции.

В 20-е гг. резкую перемену политического курса можно связать с ограничением иммиграции. С 1900 по 1915 гг. в США прибыло свыше 13 млн. человек. В обществе росло недовольство ничем не сдерживаемой иммиграцией. Серия законов 1924 и 1929 гг. о квотировании иммиграции ограничивала поток иммигрантов 150 тысяч в год. Причем, приезжавших на постоянное жительство распределяли пропорционально числу их соотечественников, уже проживавших в США в 1920 г. Таким образом, власти регулировали приток иммигрантов по национальному признаку. Основное их количество прибывало не из Северной и Западной Европы, а из Восточной и Южной.

Одновременно начался отлив американцев в Европу, главным образом, в Париж. Среди переселенцев - Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

В 20-е гг. усилились англо-американские противоречия. Это объяснялось дальнейшим ростом экономического и финансового могущества США. К концу 20-х гг. они производили на 10% больше промышленной продукции, чем Англия, Франция, Германия, Япония и Италия, вместе взятые. Также США стали одним из основных экспортеров капитала. Экономическая финансовая мощь США позволила им существенно потеснить своих конкурентов, прежде всего Англию.

Особой активностью отличалась экономическая экспансия США в странах Латинской Америки. США все более внедрялись в экономику этих стран, вытесняя оттуда основного конкурента - Англию. К примеру, если до первой мировой войны капиталовложения США в Латинской Америке были в 4 раза меньше, чем английские, то к концу 20-х гг. они составили 95% их общей суммы. Одновременно росла торговля. Поэтому в 20-х гг. развернулась ожесточенная борьба между США и Англией за завоевание господствующих позиций во всех сферах латиноамериканской жизни.

Конкуренция США ощущалась Англией в Канаде, Австралии, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в бассейне Тихого Океана и на Дальнем Востоке (Китай). США также потеснили Англию, Японию и ряд других стран. Хотя по-прежнему преобладающее влияние в Китае было у Англии и Японии.

Поэтому правящие круги США были особенно заинтересованы в договоре «9 держав» и, прежде всего, в соблюдении принципа «открытых дверей и равных возможностей», рассчитывая поставить под контроль всю экономику и политику Китая.

Осуществлению экспансионистских устремлений США в Китае мешало не только сопротивление конкурентов, но и национально-освободительное движение китайского народа. Во время китайской революции 1924 г. США, Англия, Япония, несмотря на противоречия, объединили свои силы. США первыми признали реакционную клику Чан Кайши в качестве центрального правительства Китая, за что получили ряд новых привилегий.

Предметом ожесточенной борьбы между Америкой, Англией и Японией был вопрос о морских вооружениях. На Вашингтонской конференции 1921-22 гг. принято решение о тоннаже линейного военно-морского флота пяти держав. Однако этим договором не была удовлетворена ни одна из держав, напротив, начался новый этап гонки морских вооружений. Для ее прекращения США добились созыва в 1927 г. международной конференции в Женеве и потребовали распространения соотношения тоннажа 1922 г. и принципа паритета США и Англии по всем категориям военно-морского флота. Однако добиться этой цели США не смогли. Конференция прекратила работу до следующего созыва.

В связи с возникновением репарационной проблемы, резко обострились противоречия между Францией и англо-американским блоком за преобладающее влияние в Германии и во всей Западной Европе.

Американский банкир Чарльз Дауэс стал во главе международного комитета для выработки предложений о методах сбалансирования германского бюджета, стабилизации ее валюты и обеспечения выплаты репараций. Выработанные рекомендации вошли в историю под названием «План Дауэса» (1924 г.), утвержденный на специальной конференции союзных держав в Лондоне. «План Дауэса» предусматривал немедленное предоставление Германии международного займа - 800 млн. золотых марок для восстановления экономики Германии и ее финансовой системы, снижение ежегодных репарационных платежей. Определены основные источники репарационных платежей.

В целом, принятие «Плана Дауэса» означало, что притязания Франции на гегемонию в Европе были отвергнуты. Главная роль в репарационном вопросе перешла к США и Англии. Причем, новый репарационный план создал благоприятные условия для борьбы за укрепление американских позиций в Европе.

Таким образом, США стремилась стать главным арбитром в решении европейских проблем.

В августе 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят новый репарационный план, выработанный комитетом экспертов во главе с представителем США Оуэном Юнгом. «План Юнга» снизил сумму репараций и установил ежегодные платежи Германии.

В апреле 1924 г. министр иностранных дел Франции Бриан обратился к госсекретарю США Келлогу с предложением о заключении двухстороннего франко-американского договора о «вечной дружбе» и об объявлении войны вне закона. США дали согласие на заключение этого договора, предложив расширить круг его участников. На основе американского проекта был выработан текст договора, предложив расширить круг его участников. На основе американского проекта был выработан текст договора об отказе от войны как орудия национальной политики и о необходимости разрешения всех международных споров и конфликтов мирными средствами. Был подписан в Париже в августе 1928 г. представителями 15 стран.

В период президентства Рузвельта первым крупным внешнеполитическим актом была нормализация отношений с СССР. В ноябре 1933 г. были установлены дипломатические отношения. Этот шаг американское правительство могло рассматривать как стратегию установления «баланса сил», рассчитанную на укрепление позиций США и на использование СССР в качестве противовеса растущей мощи Японии и Германии.

По отношению к странам Латинской Америки в 1933 г. была провозглашена политика «доброго соседа», последовала серия заключения торговых договоров. По-прежнему продолжалась конкуренция с Англией и Германией в вопросе экономического проникновения в эти страны.

В середине 30-х гг. возникла угроза со стороны экспансионистских планов тоталитарных режимов Италии, Японии и Германии. Япония в 1931 г. нанесла поражение Китаю, оккупировав Манчжурию, в 1932 г. основала на захваченной территории марионеточное государство Манчжоу-Го. Италия в 1935-36 гг. покорила Эфиопию. Германия ввела войска в Рейнскую область и начала широкомасштабное перевооружение армии.

Рузвельт и его сторонники считали, что образование блока фашистских государств создавало военную угрозу для США. Поэтому встала задача - сближение с буржуазно-демократическими странами Западной Европы и, в первую очередь, с Англией; нормализация американо-советских отношений.

Другие считали, что для укрепления международного авторитета США необходимо сохранить свободу и не вступать в военно-политические союзы с европейскими странами. Такая позиция приведет к взаимному ослаблению обеих позиций и даст возможность США в решающий момент продиктовать им свои условия и добиться уничтожения СССР. Сила «изоляционистского течения» была велика. Правительство Рузвельта не раз шло на компромисс с изоляционистами.

В августе 1935 г. принят закон о нейтралитете, запрещающий поставки оружия и военных материалов воюющим государствам. В неблагоприятном положении оказались страны, подвергшиеся фашистской агрессии. В то же время, закон не ограничивал вывоз нефти и других стратегических материалов, что было на руку агрессивным державам, имевшим развитую военную промышленность, но нуждавшимся в поставках стратегического сырья.

По мере обострения противоречий между США и фашистским блоком, Рузвельт и его сторонники стали занимать более твердую позицию.

5 октября 1937 г. в речи в Чикаго (так называемая «карантинная речь») Рузвельт призвал к установлению «карантина» вокруг агрессоров. Хотя политика США в конце 30-х гг. и оказалась в противоречии с принципами речи.

В целом, Рузвельт и госсекретарь Хэлл добились значительного прогресса в установлении добрососедских отношений с государствами Западного полушария. Отстаивали принцип непризнания территориальных захватов, продлили действия торговых договоров в 1935 г., подписали новые с 6 латиноамериканскими.

С началом второй мировой войны первым побуждением американцев было остаться в стороне. Однако ход событий убедил в том, что коалиция держав, угрожающая европейской безопасности, угрожает также безопасности США.

После падения Франции и начала в 1940 г. воздушных налетов на Англию, вновь обострились споры между сторонниками помощи демократическим режимам Европы и изоляционистами, сплотившимися вокруг комитета «Америка прежде всего». В конце концов победили «интервенционисты», поддерживаемые комитетом под названием «Помогая союзникам - защищаем Америку».

США и Канада создали Управление взаимной обороны и договорились с латиноамериканскими республиками о расширении системы коллективной самозащиты демократических держав Западного полушария.

В 1940 г. конгресс вотировал огромные суммы на перевооружение, а в сентябре впервые в истории США объявил о призыве на военную службу в мирное время. В начале 1941 г. конгресс принял программу ленд-лиза, по которой Рузвельт получил возможность снабжать оружием и всем необходимым любую стану, действия которой жизненно важны для обороны США (в первую очередь, Великобритания, СССР, Китай). Американская помощь по ленд-лизу в течение всей войны превысила 50 млрд. долларов.

На президентских выборах 1940 г. оппонентом Рузвельта был Уэнделл Уилки. Он не выдвинул привлекательной программы, так как сам поддерживал внешнюю политику президента. Впервые президент Рузвельт был избран на третий срок.

Одновременно с нарастанием событий в Европе, напряженность возрастала и в Азии. Япония, пользуясь возможностью, решила усилить свои позиции в Тихоокеанском регионе. Не имея сил для сопротивления, Великобритания пошла на уступки, оставила Шанхай, прекратила движение по железной дороге в Бирме. После присоединения Японии к «оси» Берлин-Рим в сентябре 1940 г., США наложили запрет на поставку Японии металлического лома.

В июле 1941 г. Япония оккупировала оставшиеся части Индокитая, после чего США заморозили японские авуары в своих банках.

В ноябре 1941 г. премьер-министр Японии генерал Хидеки Бодзима направил в США специального представителя для переговоров с госсекретарем Хэлом, требуя разморозить авуары и прекратить экспансию на Тихом океане.

Хэлл предложил Японии вывести войска из Китая и Индокитая в обмен на освобождение ее активов в банках США. Через две недели японская сторона отвергла американские предложения.

6 декабря 1941 г. Рузвельт обратился к императору Хирохито. А 7 декабря, утром, японская морская авиация внезапно атаковала тихоокеанский флот США в Перл-Харбор на Гавайских островах. Были уничтожены 19 американских кораблей, 150 самолетов. К счастью для США, авианосцы, которым предстояло сыграть решающую роль в войне на Тихом океане, находились в тот момент в море. Рузвельт назвал это нападение «не спровоцированным и подлым». 8 декабря 1941 г. конгресс объявил войну Японии, а через три дня Германия и Италия объявили войну США. В стране была объявлена мобилизация людских и материальных ресурсов.

Конечно, войне на Тихом океане отводилась второстепенная роль. Однако именно здесь США одержали первые важные победы.