Большую роль в выходе Англии из кризиса сыграла переориентация капиталовложений на внутренний рынок, защищенный высокими таможенными стенами.

В целом в Англии в годы мирового экономического кризиса падение производства было небольшим. Оживление экономики началось в 1932 г. Однако оно не переросло в подъем - страна вступила в длительный период депрессии. Рост промышленного производства был только в новых отраслях промышленности.

Основной поток инвестиций направлялся в жилищное и автодорожное строительство, а с середины 30-х гг. - в военное производство. Этому способствовала и финансовая политика. Для стимулирования притока частных вкладов проводилась политика дешевого кредита.

В результате кризиса снизились цены на сырье, причем больше, чем на промышленную продукцию. Это позволило Англии вдвое увеличить стоимость своего экспорта.

Английские фермеры оказались в меньшей степени защищены протекционистскими мерами, чем промышленность, так как многие продовольственные товары, импортировавшиеся в метрополию из стран Британской Империи, таможенными пошлинами не облагались. Правительство субсидировало сельское хозяйство в целях повышения конкурентоспособности английских сельскохозяйственных товаров и из-за нарастания угрозы войны. Собственными продуктами Англия могла покрыть не более 1 / 3 потребностей в продовольствии.

Поисками путей выхода из кризиса 1929-33 гг. занимались экономисты всех стран. Наибольший успех имела теория английского экономиста Джона Кейнса. Кейнсианство стало практическим руководством для правительств индустриально-развитых стран после второй мировой войны. Основы своей теории он заложил в 30-е гг. в книге «Теория занятости процента и денег» (1936 г.). Он доказал, что массовое производство и новые производственные возможности столкнулись с ограниченной способностью потребить эти продукты массового производства. То есть массовому производству должно соответствовать массовое потребление. Однако нищета населения, снижение зарплаты привело к снижению покупательной способности населения. А массовое производство привело к избытку товаров на складах, от которого оно уже не могло избавиться.

Выход - повышение покупательной способности труда путем повышения зарплаты или через государственные расходы перенести избыток средств на общественное потребление, в сферу затрат на общественные услуги и образование.

Таким образом, теория Кейнса предлагала расширить объем потребления, спрос путем повышения государственных расходов, чтобы не допустить затоваривания. Произвести перераспределение средств в пользу особо нуждающихся для организации общественных работ, новых рабочих мест и снижение безработицы.

Кейнс предложил ряд антикризисных мер: повышение или уменьшение государственных расходов; понижение или повышение налогов; манипулирование банковскими процентами в зависимости от экономической конъюнктуры. В условиях кризиса осуществлять «накачку спроса», то есть увеличить государственные расходы, снизить налоги, снизить банковский процент, чтобы стимулировать рост производства и занятости. В условиях «перегрева» экономики и инфляции - снижение государственных расходов, повышение налогов и банковских процентов. Принцип «стой-иди» смягчал цикличность колебаний, сохранял стабильный уровень занятости.

В середине 1937 г. новый экономический кризис. Хотя падение производства и сокращение объема внешней торговли были невелики (до 10%), кризис вновь обострил социально-экономические проблемы Англии, в первую очередь проблему занятости.

До кризисного уровня экономика Англии достигла к началу второй мировой войны, благодаря росту капиталовложений в промышленность и расширению военного производства за счет увеличения военных расходов. Еще более возросла концентрация производства и капитала.

 

2. Государственное устройство, партийно-политическая система Великобритании.

Великобритания - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, состоит из 4-х административно-политических частей: Англия - 39 графств; Уэльс - 8 графств; Шотландия - 9 районов; Северная Ирландия - 26 округов.

Великобритания - парламентская монархия. Глава государства - король. 22 января 1901 г. умерла королева Виктория. На престол вступил принц Уэльский Эдуард VII.

Еще в XVIII в. утвердился режим парламентской демократии, основанный на принятии разделения властей.

Законодательный орган - двухпалатный парламент, избираемый на 7 лет: нижняя палата - палата общин (650 мест), избирается на 5 лет, ее компетенция - финансы. Верхняя палата - палата лордов (918 мест), состоит из английских и шотландских пэров, архиепископов, епископов. Назначение на должности - пожизненное.

Двухпартийная система: консерваторы (тори) и либералы (виги). Эти названия возникли в Испании. Тори говорили: «Мы не зарекаемся против реформ, но в принципе за то, чтобы все оставалось как прежде». Виги, наоборот, заявили претензию стать руководителями прогресса. Современник событий, Генрих Гейне писал: «Партия тори склоняется целиком на сторону трона, партия вигов - в сторону народа. Однако, в определенных мероприятиях в области государственного управления у них единодушие».

Тори выражали интересы земельной аристократии и крупной буржуазии, а виги - части крупной и средней буржуазии, значительной массы рабочего класса.

Зачем же две партии, а не одна? Дуэли двух партий склоняют избирателей то на одну, то на другую сторону, но не позволяют им избрать что-нибудь третье. Кто бы ни победил, господство крупного землевладения и капитала обеспечено.

Английский политический деятель лорд Балфур в 1902 г. сказал: «В английской внутренней политике мы никогда не находимся в состоянии мира - вся наша политическая организация устроена так, чтобы мы могли ссориться, и мы постоянно соримся по поводу вопросов, относительно которых всегда можно было достигнуть соглашения». Дело существенным образом изменилось в связи с возникновением лейбористской партии в 1906 г.

Победившая на выборах партия приходит к власти, то есть формирует правительство, побежденная - переходит в оппозицию. Правительство составляется из наиболее ответственных руководителей данной партии. Избирательная система устроена таким образом, чтобы править Англией в любом случае уполномочивался собственник.

В начале ХХ в. со смертью королевы Виктории, царствовавшей с 1837 г., завершается самый значительный период в истории Великобритании - «викторианская эпоха».

На первый план в отношениях между либералами и консерваторами все больше выходили вопросы политики по отношению к рабочему классу.

Рост экономических трудностей Англии в конце XIX в. стал важной базой для возрождения в 80-90-х гг. рабочего движения. Вслед за возникновением так называемого «нового тред-юнионизма», выступавшего с требованиями всеобщего избирательного права для мужчин и создания системы социальной защищенности, в Англии развернулась деятельность различных социалистических организаций (социал-демократическая федерация, Фабианское общество и др.). В 1893 г. возникла Независимая рабочая партия, выдвинувшая лозунг самостоятельного рабочего представительства в парламенте. Это свидетельствовало о начале процесса отхода рабочего класса от либеральной партии. В 1900 г. возник так называемый Комитет рабочего представительства, который в 1906 г. был реорганизован в Лейбористскую партию. Ее коллективными членами стали важнейшие профсоюзы, Независимые рабочие партии и другие социалистические организации.

Развитие рабочего и социалистического движения в Англии в начале ХХ в. вызвало к жизни политику либерально-буржуазного реформизма. Ее проводником стал важнейший лидер либеральной партии Дэвид Ллойд Джордж.

Социальные реформы в начале ХХ в. были связаны с именем идеолога и практика буржуазного реформизма Д.Л. Джорджа - лидера либеральной партии, адвоката по профессии.

В 1906-1911 гг. Л.Джордж представил в парламенте серию законов, касавшихся условий труда и жизни рабочих: закон о бесплатном начальном образовании; закон о бесплатном питании в школах для детей неимущих; ограничение работы в ночную смену; запрещение женского труда в ночное время; пострадавшие от несчастных случаев на работе получали пособие по инвалидности и право на бесплатное лечение; закон о 8-ми часовом рабочем дне для горняков; закон о пенсии по старости, достигших 70 лет.

В 1908 г. Л.Джордж представил проект бюджета на 1909 г., по которому выделил 1% расходов на социальные реформы, повышение расходов на морские вооружения. Возросшие расходы предполагалось покрыть путем повышения налогов на крупную земельную собственность, состояние, наследство; увеличение косвенных налогов на табак, спиртные напитки, почтовые марки для всех слоев населения.

Таким образом, проект был началом войны против бедности. Крупные собственники назвали проект «революционным». Палата общин одобрила проект, палата лордов - нет. Тогда Л.Джордж развернул борьбу против палаты лордов, требуя ограничить ее полномочия.

В 1911 г. палата общин приняла закон об ограничении полномочий палаты лордов, которая имела теперь только «задерживающее вето», то есть могла отсрочить принятые платой общин законы, но не отменить их. Если палата общин трижды принимала проект закона, он входил в силу.

Было несколько расширено избирательное право: в начале ХХ в. им пользовалось примерно половина взрослого мужского населения страны. Были проведены такие важные социальные реформы, как введено страхование по старости, болезни, безработице и в случае увечья на производстве.

Следовательно, в Англии в начале ХХ в. были созданы первые важные элементы социальной защиты населения. Реформистская политика либералов вызвала упорное сопротивление консерваторов, которые занимали более жесткую позицию по отношению к рабочему классу.

В течение всего периода первой мировой войны в Англии существовало коалиционное правительство либералов и консерваторов. Во главе его стоял лидер либеральной партии Герберт Генри Асквит, а в декабре 1916 г. его сменил Д.Ллойд-Джордж. Это было империалистическое правительство, направившее свои усилия на выполнение главной тогда задачи - разгрома Германии.

Несмотря на это, лидеры лейбористской партии, вопреки ее прежним антивоенным декларациям, вместе с другими партиями II Интернационала поддержали империалистическую войну. Вместе с профсоюзами они с первых же месяцев войны приняли участие в переводе страны на мирные рельсы. С 1915 г. лидер лейбористской партии Артур Гендерсон вместе с двумя своими коллегами вошли в состав коалиционного правительства консерваторов и либералов.

Однако в 1917-1918 гг. перед коалиционным правительством Л.Джорджа возникли очень трудные проблемы - развернулось массовое рабочее движение. Под лозунгами кардинальных реформ рабочие добивались всеобщего избирательного права. В этих условиях правительство Л.Джорджа вынуждено было пойти на проведение ряда реформ. Проведена очередная реформа избирательной системы: объявлено о ликвидации имущественного ценза; избирательные права получили все мужчины с 21 года при сохранении 6-летнего ценза оседлости; избирательные права получили женщины с 30 лет.

Введено всеобщее обязательное школьное обучение детей до 17 лет, причем начальное школьное образование стало бесплатным.

В последние месяцы войны проходила активная подготовка к новым парламентским выборам Значительно увеличила свою активность лейбористская партия, которая за время войны значительно подняла свой политический вес. На выборах часть либералов во главе с Л.Джорджем решила сохранить коалицию с консерваторами, другая фракция во главе с Асквитом отказалась от вступления в коалицию. Лейбористская партия также приняла решение о самостоятельной избирательной кампании, о выходе из коалиции.

По результатам выборов в январе 1919 г. было сформировано новое коалиционное правительство части либералов в блоке с консерваторами. Во главе Л.Джордж, но ряд ключевых постов в правительстве заняли консерваторы, в том числе О.Чемберлен (министр финансов).

Во главе коалиционного правительства (либералы, лейбористы, консерваторы) во время войны стоял лидер либеральной партии Дэвид Ллойд Джордж (1916-1922).

Первая мировая война принесла правящим классам Великобритании политический триумф, новое расширение и без того колоссальной империи, репарации. Хотя первые послевоенные годы были трудными и тяжелыми - правительство предприняло попытки переложить тяжесть восстановления промышленности на плечи рабочих.

Пользуясь падением политического престижа правящих партий, лейбористская партия увеличивает число своих представителей в парламенте. Старая двухпартийная система обнаруживает признаки краха. Об этом наглядно свидетельствуют результаты выборов 1921 г.: консерваторы - 344 места; либералы - 118; лейбористы - 142; коммунисты - 2.

Внеочередные выборы 1923 г., на которых консерваторы рассчитывали получить большинство голосов, показали еще более разительный результат. Из 15 млн. (75%) голосовавших консерваторы получили 258 мест; лейбористы - 191; либералы - 159, коммунисты получили на 30 тыс. голосов больше, но потеряли оба мандата. Таковы правила мажоритарной системы голосования.

Таким образом, ни одна из партий не получила абсолютного большинства. Приобрел остроту вопрос о том, кто должен формировать правительственный кабинет. Консерваторы потеряли 86 мандатов и поэтому должны были перейти в оппозицию, либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям, правительственная власть переходила в руки лейбористов. Это было первое в истории Англии однопартийное «социалистическое» правительство, во главе лидер лейбористской партии Р.Макдональд. Причем любая попытка проведения курса, не угодного подлинным хозяевам британской политики могла быть блокирована силами консерваторов и либералов.

Лейбористы обещали рабочему классу борьбу с безработицей, но ничего существенного не сделали, за исключением: составило план государственного финансирования строительства жилья для рабочих; несколько повысило размеры пособий для безработных; частично снизило косвенные налоги, но налог на капитал не был установлен.

Лейбористы спекулировали на желании признать Советское государство и установить с ним дипломатические отношения. Выполнить свое обещание заставила угроза тред-юнионов вывести на улицу миллионы демонстрантов. В феврале 1924 г. правительство Макдональда признало СССР де-юре, а 8 августа подписало общий и торговый договор между СССР и Великобританией.

Безжалостно подавляя национально-освободительное движение в Ираке, Индии, Египте, лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники.

В ноябре 1924 г. лейбористский глава кабинета Макдональд подал в отставку, причиной которой было так называемое «дело Кембелла». В одном из военных центров были найдены листовки, призывающие солдат к тому, чтобы они отказались от участия в расправах с забастовщиками. Виновными были признаны коммунисты, среди которых был Кембелл. Вся буржуазная Англия и консерваторы потребовали суда. Макдональд дал соответствующее распоряжение. Тем самым лейбористы, используя власть, обрекали на длительное тюремное заключение коммуниста. Эта акция вызвала возмущение среди рабочих и членов парламентской фракции. Макдональд попытался замять дело. В ответ консерваторы потребовали отставки кабинета. Либералы предложили создать парламентскую следственную комиссию, Макдональд счел это «оскорблением» и заявил об отставке. Чтобы оправдать свое бездействие, лейбористы заявили: «Мы были в правительстве, но не у власти».

На выборах 1924 г. власть вернули себе консерваторы, они получили абсолютное большинство в палате (413 мандатов). Возглавил правительство С.Болдуин. Это было архиреакционное правительство консерваторов, продержавшееся пять лет.

На этот период пришлась крупнейшая в истории Англии и Европы всеобщая забастовка рабочих 1926 г. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали снижения зарплаты на 10%, увеличение рабочего времен. Горняки и железнодорожники, поддержавшие их, приняли решение о всеобщей стачке.

Правительство предложило денежную дотацию, которая должна была компенсировать снижение зарплаты. Ее должно было хватить на 9 месяцев. Другими словами это был срок, в котором нуждалось правительство, чтобы подготовиться должным образом. Вся Англия была разделена на 14 районов, во главе с ответственными членам кабинета. К их услугам создавался особый аппарат - организация штрейхбрекеров, состоящая из буржуазных сынков, обучающая своих членов работе на транспорте, в снабжении и пр. 12 руководителей компартии были отправлены за решетку.

Сделав все это, правительство спровоцировало преднамеренно конфликт, в результате которого всеобщая стачка сделалась неизбежной.

В начале мая забастовало 3 млн. рабочих. К ним присоединилось еще столько же. Руководил стачкой Генеральный Совет Профсоюзов. Стачка должна была носить экономический характер. Однако логика событий определила ее перерастание в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя.

Стачка продолжалась 7 месяцев, только голод заставил шахтеров капитулировать. Правительство воспользовалось поражением рабочих. В 1927 г. издало закон, по которому запрещалась всеобщая стачка под угрозой уголовной ответственности, запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

Для реорганизации промышленности и регулирования отношений между предпринимателями и рабочими был организован комитет, во главе которого был поставлен миллионер, директор химического концерна «Ай-Си-Ай» Альфред Монд. По имени которого эта разновидность политики классового руководства стала называться «мондизмом». В конце 20-х гг. «мондизм» стал официальной платформой профессиональных лидеров. На практике «мондизм» означал попытку монополистов переложить на плечи трудящихся расходы по осуществлению рационализации капиталистической экономики, вел к усилению эксплуатации рабочих.

На выборах 1929 г. консерваторы потерпели поражение, лейбористы составили второе однородное правительство, столь же бездеятельное, как и первое, находившиеся у власти до 1931 г. Соглашательская политика Макдональда, расколов партию, возвратила власть консерваторам.

Что касается эволюции государственного строя Англии, то прослеживается борьба двух тенденций: пересмотр конституции в антидемократическом духе; дальнейшее расширение демократических свобод. Выразитель первой тенденции - имперская буржуазия в лице партии консерваторов, второй - рабочий класс, прогрессивная интеллигенция, так называемые средние слои.

Методы эволюции государственного строя - два: законодательные и те, которые совершаются не по закону, а фактически, с помощью благоприятных обстоятельств

Отметим несколько реформ. Реформа 1918 г. ввела всеобщее избирательное право и частично женское. Реформа 1928 г. была продолжением первой: женское избирательное право перестало отличаться от мужского. Расчет был таков: консерваторы считали, что женщина набожна, послушается священника, а священник по традиции - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была отдана лейбористам. Но реформа 1928 г. сохранила ценз оседлости (три месяца). Итог - новые выборы 1929 г. были всеобщими.

Правительство получило объявлять чрезвычайное положение (право ареста, внесудебные расправы, произвольные обыски, предварительная цензура и пр.). То есть правительство в лице министра внутренних дел присвоило себе функции, которые, по традиции принадлежали мировым судьям.

В результате перемен наблюдалось падение роли парламента и возвышение правительства. Законодательная инициатива на 99% принадлежала правительству.

Большое распространение получило «делегированное законодательство».Под ним понимают правительственный (не парламентский) акт, изданный по поручению парламента. То есть это закон, только он носит название правительственного указа или указа министра юстиции.

Соответствие законов и правительственных актов было следующим: на один парламентский акт приходится 15-20 правительственных распоряжений. Итак, не меняя конституцию, правительство присоединило к своей исполнительной власти власть законодательную.

В 1931 г. было сформировано коалиционное правительство с участием консерваторов и либералов под руководством консерваторов. Оно назвало себя «национальным» правительством, так как представляло все основные политические партии. В состав «национального правительства» вошли бывшие члены 2-го лейбористского правительства (Макдональд, Томас, Сноуден), консерваторы - Болдуин, Невиль Чемберлен, либералы - Сэмуэль и лорд Рединг.

Макдональд, Томас и Сноуден изменили лейбористам, их исключили из партии. Макдональд сформировал новую партию - национал-лейбористскую. Однако за ним пошло всего 13 из 289 лейбористов, членов парламента. Во главе руководства лейбористкой партией - Гедерсон.

Осенью 1931 г. «национальное правительство» провело досрочные выборы в парламент. Победу одержали консерваторы, которые получили 472 места в палате общин. Национал-лейбористы благодаря поддержке консерваторов, получили 13 мест в парламенте, либералы - 72 места.

Таким образом, лейбористская партия потерпела поражение, так как число депутатов в парламенте сократилось с 289 до 46.

Главная цель политики «Национального правительства» - вывести страну из кризиса, переложив его бремя на плечи трудящихся.

В этот период продолжался распад либеральной партии, которая разделилась на 3 враждующие группы: сторонники Джона Саймона, которые образовали в июне 1932 г. национал-либеральную партию; сторонники Герберта Самуэля, которые входили в состав национального правительства, но вышли из него в сентябре 1932 г. в связи с введением в Англии протекционизма; сторонники Ллойд-Джорджа, состоящие, главным образом, из членов его семьи.

Рост реакционных тенденций отражали и изменения в руководстве «национального правительства». В 1935 г. Макдональд уступил место премьер-министра Болдуину.

На ноябрьских 1935 г. парламентских выборах вновь было сформировано «национальное правительство» консерваторов (387) в союзе с 35 национал-либералами.

В 1937 г. во главе «национального правительства» на место Болдуина был поставлен Н.Чемберлен, способствующий развязыванию фашистской агрессии (1937-1940).

 

3. Внешняя политика Англии.

Великая старая колониальная держава, в начале ХХ в. стремилась удержать и еще более расширить свою империю.

С 1873 г. Англия все острее ощущает успехи своего нового соперника - Германии в качестве конкурента в области торговли и в борьбе за раздел еще свободных колониальных территорий. Англия в конце XIX в., продолжая соперничество с Францией и Россией, приобрела нового противника в лице Германской империи.

В начале ХХ в. Англия продолжала военные действия в Южной Африке. Английский министр колоний Чемберлен полагал, что наступило время урегулировать Южно-Африканский вопрос. Дело в том, что Англия была заинтересована в золотых и алмазных копях Трансвааля и Оранжевой республики. Цель: захватить бурские республики.

В качестве предлога для войны, английская дипломатия избрала вопрос о положении уитлендеров (иностранцы, преимущественно англичане). Бурское правительство отказывало им в предоставлении политических прав. Это обстоятельство и было использовано поводом к войне, которая началась 9 октября 1899 г. и продолжалась до 1902 г.

После окончания первой мировой войны обострились противоречия между Англией и США на почве борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капиталов, источники сырья. Особенно ярко эти противоречия проявились в Китае. США, добиваясь лидирующего положения на всей территории Китая, требовали ликвидации сфер влияния, установленных другими державами, в том числе Англией (район р. Янзцы и Южный Китай). Интересы Англии и США сталкивались и в странах Юго-Восточной Азии.

Соперничество в области морских вооружений - по утвержденной программе в США, американский флот к 1924 г. должен был стать самым крупным в мире.

С целью давления на Англию, США использовали ее финансовые затруднения. Давление американских банков привело к падению 1921 г. курса английского фунта стерлинга до 79% его золотого паритета. Урегулировать ситуацию можно было, лишь уплатив задолженность (850 млн. ф. ст.) США.

Политические деятели Англии все больше склонялись в пользу компромисса с США по вопросу о морских вооружениях, предлагали установить паритет между английскими и американскими флотами.

На Вашингтонской конференции, начавшей работу 12 ноября 1921 г., присутствовало 14 держав (США, Англия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Китай, английские доминионы и Индия). Заседания были объявлены публичными, хотя основные вопросы решались на закрытых совещаниях четырех делегаций - США, Англии, Японии и Франции.

Ведущая роль принадлежала США, они ставили задачу ликвидировать англо-японский союз. Переговоры велись в тайне между главами американской, английской и японской делегаций - Юз, Бальфур, Като.

В итоге, англо-японский союз утратил свою силу после заключения 13 декабря 1921 г. договора четырех держав (если эти государства подвергнуться опасности в Тихом океане, то стороны войдут в обмен мнениями для принятия активных мер).

По вопросу о морских вооружениях был заключен 6 февраля 1922 г. договор 5 держав (США, Англия, Япония, Франция, Италия) «Об ограничении морских вооружений», установивший соответствие тоннажа линейных судов и авианосцев для каждой державы в пропорции 5:5:3:1; 75:1,75. Запрещено строить линкоры водоизмещением свыше 35 тыс. т. Договор был заключен до 31 декабря 1936 г. Он официально закрепил согласие Англии на мирный паритет английских и американских флотов. Однако, предложение Америки об ограничении численности английских крейсеров было отвергнуто Англией, так как крейсеровый флот имел важное значение для контроля над морскими коммуникациями, связывавшими Англию с ее колониями. Таким образом, Англия сохранила за собой некоторое превосходство в морских силах.

6 февраля 1922 г. на конференции был подписан договор девяти держав (США, Англия, Германия, Япония, Бельгия, Италия, Голландия, Португалия, Китай), по которому необходимо было уважать суверенитет, территориальную и административную неприкосновенность Китая, соблюдать принцип «открытых дверей», то есть «равенства открывающихся в Китае возможностей для торговли и промышленности всех наций».

Англия в качестве арендованной у Китая территории, которая имеет важное стратегическое значение - Сянган (Гонконг) и Цзюлук (Коулун).

Таким образом, договор 9 держав не ликвидировал противоречий на Дальнем Востоке.

Правительство Макдональда 1 февраля 1924 г. признало СССР де-юре, установило с ним дипломатические отношения. Обмен послами не состоялся. После длительных переговоров в августе 1924 г. был подписан общий и торговый договор с СССР.

Активно поддерживало план Дауэса, а также политику вовлечения Германии в Антисоветский блок и превращение ее в орудие агрессии против СССР. Колониальная политика была продолжением предшествующей - жестко расправлялось с национально-освободительным движением в Египте, Индии, воздушными бомбардировками подверглось население Ирака.

Весной 1927 г. Правительство Болдуина после всеобщей стачки 1926 г. (когда советские профсоюзы оказали помощь горнякам, собрав 20 млн. рублей) в припадке антикоммунистической истерии разорвало дипломатические отношения с США, аннулировало англо-советские торговые соглашения, предпринимает попытку объединить против СССР в едином блоке буржуазные государства Запада.

Много шуму наделал налет полиции в 1927 г. на советское торговое представительство в Лондоне: искали документы, которые могли бы доказать «козни» Москвы. Это была месть за поддержку, оказанную бастующим горнякам.

В годы мирового экономического кризиса 1929-33 гг. правительство пыталось ослабить воздействие кризиса на английскую экономику путем усиления эксплуатации своих колоний, прежде всего, Индии. Индия также переживала кризис. Причем цены на товары, которые ввозили англичане в колонии, упали намного меньше, чем цены на предметы, вывозившиеся из колоний. Это различие в уровнях падения цен увеличивало степень неэквивалентности обмена между Англией и колониями и вызвало новый подъем национально-освободительной борьбы в английских колониях.

В Индии прокатилась волна стачек и демонстраций, в ходе которых произошли столкновения с войсками и полицией. В течение 10 месяцев 1930-31 гг. в Индии за антианглийские выступления было осуждено 90 тыс. человек.

Эту политику репрессий проводило лейбористское правительство Макдональда, при котором в Индии было организован «Мирутский процесс» 32 лидеров рабочего движения Индии.

Английское правительство искало пути соглашения с индийской буржуазией. С этой целью предлагалось изменить конституцию Индии. Эти предложения обсуждались в 1930-31 гг. Хотя проектировавшиеся уступки верхушке индийской буржуазии не предусматривали ликвидацию английского господства в Индии. Против них развернули активную кампанию крайне реакционные колонизационные круги Англии, в том числе и Уинстон Черчилль.

Против английского империализма выступали в эти годы народы Азии, Африки, Аравии.

Между Великобританией и ее доминионами (Канадой, Австралией, Южно-Африканским Союзом, Новой Зеландией) изменились отношения. В 1931 г. издан по желанию доминионов так называемый Вестминстерский статус, который завершил процесс государственного обособления доминионов от Англии.

Согласно статусу, генерал-губернатор доминиона стал назначаться из местных уроженцев. Назначение исходило от короля, который должен был придерживаться рекомендации правительства доминиона. Генерал-губернатор, будучи номинальным главой доминиона, имел те же функции, какие король в Англии, то есть незначительные.

Важным было признание законодательного верховенства доминиона: при несоответствии законов доминиона законам метрополии действовал закон доминиона.

Объединенные «общим подданством короне», но автономные в своих внутренних делах, доминионы и метрополия составляли союз, так называемое Британское содружество наций.

Особую позицию в системе английских доминионов занимала Ирландия, приобретшая указанный статус в 1921 г. По договору 1921 г. Англия признавала государственную самостоятельность Ирландии в рамках Соединенного королевства. При этом Северная Ирландия (Ольстер) был отделен и оставлен за Англией. В 1937 г. Ирландия (официальное название - Эйре) отказалась от статуса доминиона. Новая конституция провозгласила ее республикой. В 1938 г. Англия признала Ирландскую Республику, прекратила таможенную войну и вывела свои войска с ее территории.

Важнейшей внешнеполитической проблемой в 1930-е г. была проблема германской угрозы. В 1934 г., выступая в палате общин, Черчилль с тревогой указывал на растущую мощь германского военно-воздушного флота и предрекал, что к концу 1935 г. «германская авиация будет почти равна по числу самолетов и своей боеспособности оборонительным воздушным силам нашей метрополии». И это в то время, когда «ни одна страна не является столь уязвимой, как наша, и ни одна не сулит грабителю большей наживы. Мы с нашей огромной столицей - этой величайшей мишенью в мире, напоминающей как бы огромную жирную корову, привязанную для приманки хищников, находимся в таком положении, в каком мы никогда не были в прошлом и в каком ни одна другая страна не находится в настоящее время».

Предостережения Черчилля по поводу угрожающего роста германской авиации были поначалу проигнорированы премьер-министром Стенли Болдуином.

В июне 1935 г. заключено военно-морское соглашение Англии с Германией, разрешавшее создание германского подводного флота в размере 35% тоннажа британского флота и подводных лодок в размере 45% подводного флота Англии.

Английское правительство не оказало противодействие фашистской Италии в захвате ею Эфиопии (октябрь 1935 - май 1936 г.). Во время национально-революционной войны в Испании провозгласило политику «невмешательства».

В марте 1936 г. на заседании комиссии по иностранным делам У.Черчилль произнес одну из самых ярких своих речей по внешнеполитическим вопросам. В ней он затронул основополагающие принципы британской внешней политики. «На протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в том, чтобы противостоять сильнейшей, самой агрессивной, самой влиятельной державе на континенте. Более того, во всех случаях Англия шла самым трудным путем, объединяясь с менее сильными державами, создавали из них коалицию и таким образом наносили поражение и срывали планы континентального военного тирана. Так мы сохранили свободу Европы. В этом, замечательная инстинктивная традиция английской внешней политики. Сегодня все наши мысли исходят из этой традиции».

Однако предупреждений Черчилля, несмотря на их логичность и ораторский блеск не слушали. Правительство Невилла Чемберлена проводило печально известную политику «умиротворения» Гитлера. Она привела к подписанию 30 сентября 1938 г. Мюнхенского соглашения, означавшего раздел Чехии и капитуляцию Англии и Франции перед германскими притязаниями.

«Мы без войны потерпели поражение, последствия которой будем испытывать очень долго, - констатировал Черчилль. - Мы пережили ужасный этап нашей истории, когда было нарушено равновесие Европы».

В 1937 г. правительство Н.Чемберлена ограничилось формальным осуждением действий японских милитаристов, начавших захватническую войну в Китае. Дальнейшее известно. Гитлер, не удовольствовавшись Судетской областью, доставшейся Германии в результате Мюнхенского соглашения, уже в марте следующего года захватил всю Чехию. Попытки создать антигитлеровскую коалицию с участием Англии, Франции и СССР летом 1939 г. провалились. Чемберлен продолжал колебаться, а Сталин в конечном итоге выбрал Гитлера.

1 сентября 1939 г. началась вторая мировая война. 3 сентября Англия объявляет войну Германии.

10 мая 1940 г., вскоре после захвата нацистами Норвегии и Дании, в день атаки германских войск против нейтральной Голландии и начала разгрома Франции, Черчилль был приглашен к королю. Цель приглашения была совершенно ясна. Чемберлен должен был уйти: его политика полностью провалилась. Англии нужен был человек с бульдожьей хваткой - Уинстон Черчилль. На 66-м году жизни Черчилль достиг вершины, о которой мечтал всю свою политическую жизнь.