Лекция 7. Великобритания в 1900 - 1945 гг.

Франция вступила в полосу кризиса в 1930 г. позже, чем другие страны. Этому способствовали репарационные платежи, полученные от Германии, которые замедлили наступление экономического кризиса, особенно в отраслях тяжелой промышленности. Глубина экономического кризиса была во Франции несколько меньшей, чем в других европейских странах, но зато кризис затянулся до 1935 г.

Таким образом, Франция оставалась государством рантье, несмотря на частичную потерю капиталовложений за рубежом и рост промышленности. Французский империализм сохранял свой ростовщический характер.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. был самым сильным, тяжелым и разрушительным кризисом в истории капитализма. Кризис не просто завершил этап стабилизации капитализма, но и показал невозможность укрепления капиталистических отношений на базе традиционных принципов рыночного хозяйства.

По своему характеру кризис был циклическим. Кризис отбросил экономику примерно на четверть века назад к показателям начала ХХ в. Невиданной была и продолжительность кризиса. Возникнув осенью 1929 г., он достиг пика своего развития к середине 1932 г., но после этого потребовалось 23 года для возврата к докризисному уровню.

В развитии кризиса можно выделить два кульминационных момента: 1932 и 1935 гг. - годы наибольшей глубины кризиса. В 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44% по сравнению с 1930 г. В 1935 г. объем промышленного производства сократился на 46% от уровня 1930 г.

Падение производства сопровождалось быстрым ростом безработицы и падением заработной платы; рабочие переводились на неполный рабочий день, т.е. становились частично безработными.

На сельском хозяйстве кризис сказался особенно тяжело. Сельскохозяйственное производство не могло превысить довоенный уровень, а иногда спускалось ниже этого уровня. Производство продуктов сельского хозяйства стало убыточным, вследствие падения цен на сельскохозяйственные продукты, которые упали в 2 раза. Сельскохозяйственные продукты стали скармливать скоту, сжигать, уничтожать, хотя массы народа вследствие кризиса и упадка доходов не могли обеспечить себя достаточным питанием.

Серьезно пострадали от кризиса средние городские слои населения, пенсионеры, бывшие фронтовики, часть интеллигенции. Обанкротились крупные предприятия и банки, разорившие десятки тысяч мелких вкладчиков.

В выгодном положении оказались только те предприятия, которые входили в так называемый «защищенный сектор», пользовавшийся поддержкой государства, кредитам, государственным заказом, наложенным и таможенным льготам.

Приняты были меры для ограничения сельскохозяйственного производства. Крестьянам выплачивали премии за сокращение посевной площади, уничтожение части урожая, уничтожение виноградников.

В 1936 - первой половине 1937 гг. отмечен наибольший подъем промышленности. Некоторые отрасли промышленности, такие как машиностроение, химическая развивались более интенсивно. Однако в 1938 г. объем промышленного производства вновь сократился на 70% от уровня 1929 г., усилилась инфляция. Положение вновь стабилизировалось к 1940 г., но 25 июня 1940 г. Франция была захвачена Германией.

 

2. Государственное устройство, партийно-политическая система Франции.

4 сентября 1870 г. во Франции была установлена Третья республика, в 1875 г. принята конституция, которая существовала до 1940 г. По конституции Франция провозглашалась республикой. Во главе президент, которому принадлежит исполнительная власть. Президент избирался абсолютным большинством Национального собрания, сроком на 7 лет. Он мог быть переизбран на любой новый срок. Функции очень широки: личное командование армией; право роспуска палат в любое желательное время; право помилования - мог выручить из тюрьмы любого из своих единомышленников.

Законодательная власть принадлежала Национальному собранию, которое состоит из двух палат. Сенат (верхняя палата) избирался гражданами не моложе 40 лет сроком на 9 лет, но переизбирался частично каждые три года. Выборы в него были многоступенчатыми: из 300 сенаторов 225 выбираются, 75 назначаются пожизненно. Сенат обладал огромными правами.

Палата депутатов (нижняя палата) избиралась всеобщим мужским избирательным правом от 21 года. Из 600 человек, сроком на четыре года. Избиралась чаще всего по округам, на основе мажоритарной системы относительного большинства. Побеждал тот, кто набирал абсолютное большинство голосов в своем округе.

Состав палаты депутатов был очень пестрым вследствие многопартийности (либералы, демократы, республиканцы, консерваторы и т.д.). Многопартийность палаты исключала устойчивое большинство, а без него не было устойчивого правительства. Средняя продолжительность кабинетов составляла 8 месяцев. За 39 лет - с 1875 по 1914 гг. сменилось 48 правительств.

Исполнительная власть принадлежала президенту и министрам, которых он назначал. Среди 11 министров только 2 имели компетенцию в экономических вопросах - министерство земледелия и министерство промышленности, торговли, почты и телеграфа.

Местного самоуправления не существовало. Касаясь политического режима Третьей республики, следует отметить двоякий процесс. С одной стороны, известное расширение свобод, с другой стороны - постоянное тяготение к реакции, доходившее до открытого похода против демократии. Особенность политической жизни Франции является частая смена правительственных кабинетов.

С 1899 по 1902 гг. у власти коалиционное правительство во главе с Вальдеком Руссо. По характеру это правительство было радикальным. Внутренняя политика была в основном направлена на укрепление и развитие буржуазно-демократического строя и капиталистических отношений.

В 1902 г. кабинет В.Руссо уступает место новому правительству, в котором ведущая роль также принадлежит радикалам. Кабинет министров возглавил сенатор - Эмиль Комб. Главной правительственной партией стали радикалы.

В марте 1906 г. к власти пришел кабинет радикала Сарьяна. В кабинет вошли Раймон Пуанкаре, Эжен Этьен, Бриан. Пост министра внутренних дел занял впервые вошедший в правительство Жорж Клемансо. Уже в октябре 1906 г. возглавил кабинет министров Ж.Клемансо, который стал добиваться установления во Франции «твердой власти», которая должна была выступать за ограничение привилегий крупному капиталу, но в тоже время требовала дать возможность предпринимателям активно участвовать в управлении государством.

В 1909 г. Ж.Клемансо сменил радикал Аристид Бриан. Однако в политической жизни Франции наступает период нестабильности, продолжавшийся до первой мировой войны. Сменилось 11 кабинетов. В 1912 г. ведущая роль в правительстве перешла от радикалов к умеренным буржуазным республиканцам. Р.Пуанкаре создал правительство «Национального объединения».

В феврале 1913 г. состоялись выборы президента республики. Наибольшее число голосов получил Р.Пуанкаре. В период между двумя мировыми войнами в государственном строе Франции мало что изменилось. Происходило усиление кабинета и в особенности власти главы кабинета. Все большее влияние на политику правительства стали оказывать несколько мощных финансовых групп.

Быстрые темпы послевоенного экономического развития и руководящая роль на Версальской мирной конференции усилили правые партии Франции. Именно Франция дает классический пример постоянной смены ориентации как метода политики, перехода «справа» «налево» - от либерализма к реакции и обратно.

На ноябрьских 1919 г. парламентских выборах победил правый блок во главе с реакционером и милитаристом Р.Пуанкаре. Это было достигнуто благодаря тому, что накануне выборов правые партии и организации объединились в избирательную коалицию - «Национальный блок». К ним примкнула часть партии радикалов.

Избирательная программа «Национального блока состояла из следующих пунктов: сохранение «социального и религиозного мира»; поддержание «порядка»; защита республиканского строя; восстановление разрушенных первой мировой войной районов; забота о судьбе фронтовиков и инвалидов первой мировой войны; строгое выполнение условий Версальского договора.

«Национальному блоку» противостояли радикалы и социалисты.

Предвыборная программа социалистов включала в себя следующие пункты: борьба против «капиталистической буржуазии»; проведение реформ; демократические требования; частичная национализация транспорта, металлургических заводов, кредитных учреждений; бесплатное образование; всеобщее разоружение.

Успех «Национального блока» объясняется многими причинами:

1) поддержка предпринимателей, располагавших крупными финансовыми средствами;

лозунги «Национального блока» отвечали настроениям собственнических слоев населения.

Правительство Клемансо ушло в отставку. Первое правительство «Национального блока» возглавил Мильеран, примыкавший к правым. В 1922 г. во главе правительства «Национального блока» встал бывший президент Пуанкарэ.

Правительство Пуакарэ обвинило Германию в отказе от уплаты репараций и в январе 1923 г. французские и бельгийские войска оккупировали Рурскую область. Этим жестом правительство не только рассчитывало добиться выплаты репараций, но и установить свой контроль над немецкой экономикой и закрепить гегемонию Франции в Европе.

Однако, Германия по прежнему отказывалась платить платежи, прекратились поставки рурского угля во Францию. Союзники Франции (Англия и США), недовольные нарушением прежнего баланса сил выступили против оккупации Рура. Внутри «Национального блока» росло недовольство политикой Пуанкарэ и осенью 1923 г. правительство Франции вынуждено было эвакуировать Рур.

В годы стабилизации Францией управляли две коалиции партий «Левый блок» и «Национальное единение».

«Левый блок» представлял собой союз социалистов и радикалов. Сформировался накануне парламентских выборов 1924 г. на основе буржуазно-демократической программы: обещали провести амнистию участников революционного движения, установить прогрессивно-подоходный налог, отделить церковь от государства. Во внешней политике - политика мира, разоружение и международное сотрудничество.

В 1924 г. на выборах победил «Левый блок». Первое правительство, состоящее в основном из радикалов, возглавил лидер партии радикалов Эррио. Происходит весьма ощутимый сдвиг влево. Франция признает СССР, правительство обещает придерживаться закона о прогрессивно-подоходном налоге и распространении закона об отделении церкви от государства. Правительство Эррио терпит поражение, так как против правительства выступило духовенство, а Сенат осудил финансовую политику правительства.

В самом правительстве из-за разногласий происходит раскол и весной 1925 г. Эррио подает в отставку. Летом 1926 г. «Левый блок» распался. Часть их образовала коалицию «Национальное единение». Главой правительства стал их лидер Пуанкаре. Он возвратился к преследованию коммунистов и насаждению церковных организаций. Правительство Пуанкаре находилось у власти с 1926-1928 гг. На выборах 1928 г. вновь победила коалиция «Национальное единение». Была провозглашена борьба против инфляции, за стабилизацию франка. Его правительство сократило расходы, ввело новые налоги, предоставило льготы предпринимателям.

В 1926 г. введены государственные пособия по безработице. Через два года - пособия по болезни и инвалидности, пенсии.

Коренные перемены в политической жизни Франции были связаны с мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. Упало влияние традиционных правых партий, управлявших Францией накануне и в годы кризиса. С ноября 1928 по май 1932 гг. у власти сменилось 8 правительств, возглавляемых по преимуществу лидерами правых Тардье и Лавалем. В среднем каждое из них держалось 4 месяца.

Очередные парламентские выборы состоялись в мае 1932 г. Правые партии строили свою программу на обещании вывести страну из кризиса. Левые социалисты во главе с Леоном Блюмом и радикалы во главе с Эррио доказали, что правые ввергли Францию в кризис и не способны вывести из него. Они предлагали снизить военные расходы, провести частичную национализацию военных заводов, страховых и железнодорожных компаний, сократить продолжительность рабочего дня. Победу одержал блок социалистов.

Новое правительство во главе с Эррио выполнило некоторые требования, однако увеличились налоги, правительство прибегло к новым займам. Это вызвало недовольство. В декабре 1932 г. Эррио уходит в отставку.

С декабря 1932 по январь 1934 гг. сменилось пять правительств радикалов, продолжительность каждого составляла в среднем 3 месяца.

На фоне экономического кризиса и роста недовольства в стране активизировались неформальные организации фашистского толка:

- патриотическое движение бывших ветеранов войны, в том числе лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока - альтернатива правительственному «Почетному легиону»);

- старые монархические лиги - «Аксьен франсез», «Патриотическая молодежь» и др.

По причине своей внутренней слабости французский фашизм не мог претендовать на самостоятельную политическую роль. Более того, французский фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок, как в Германии, Испании, Италии. Он обладал меньшей социальной базой, его отличала политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров. Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Париже в знак протеста против коррупции среди государственных чиновников. Демонстрация была разогнана силами полиции.

Активность фашистов стала важным фактом для консолидации всех левых сил. По Франции прокатилась волна забастовок, активизировалась политическая жизнь. 6 февраля, 20 тысяч фашистов пытались разогнать парламент. Однако Коммунистическая партия Франции (КПФ) подняла 4,5 млн. рабочих на грандиозную антифашистскую демонстрацию 9 февраля и всеобщую политическую забастовку 12 февраля.

Поэтому, особое место в политической и государственно-правовой истории Франции начинает занимать «Народный фронт», инициатором создания которого является КПФ. Под этим названием объединились на выборах 1936 г. три партии: коммунисты, социалисты, радикалы. Социалисты и радикалы приняли предложение компартии о создании «Народного фронта» из-за угрозы фашизма.

Выборы 1936 г. имели принципиальное значение. Они принесли «Народному фронту» 5,6 млн. голосов из 9,8 млн. Одна компартия завоевала 72 места в парламенте, «Народный фронт» получил абсолютное большинство депутатских мандатов. Выборы показали, что объединение левых сил способно привести к власти.

Правительство во главе с социалистом Леоном Блюмом создали партии «Народного фронта». Это правительство осуществило следующие меры: распустило фашистские «Боевые кресты», ликвидировало отчасти их военные склады; некоторые отрасли военной промышленности перешли в собственность государства с целью снизить опасность войны; узаконило 40-часовую рабочую неделю; повысило заработную плату на 7-15%; ввело оплачиваемые двухнедельные отпуска; признало рабочие комитеты на предприятиях; производило массовые закупки сельскохозяйственных продуктов по твердым ценам и др.

Правительство «Народного фронта», столкнувшись с сопротивлением банков и трестов, с оппозицией в Сенате, подало в отставку в 1937 г. После некоторых непродолжительных маневров правительственная власть была передана радикалам и правым партиям.

10 апреля 1938 г. правительство возглавил лидер радикалов Даладье. Это было политической гибелью «Народного фронта». Не объявляя о формальной ликвидации блока коммунистов и социалистов, кабинет Даладье начал осуществлять «национальный курс», отказавшись от программных установок «Народного фронта».

Основная причина поражения «Народного фронта» заключалась в глубоких идеологических разногласиях между его участниками, в попытке проведения политического курса, сочетающего жесткие антикризисные меры и социально-ориентированные реформы. По разному представляли себе участники «Народного фронта» и приоритетные формы политической деятельности. Фатальное значение для судьбы «Народного фронта» имел внешнеполитический кризис, в состоянии которого оказалась Франция во второй половине 30-х гг. Э.Даладье призвал все партии к сотрудничеству, но при этом потребовал чрезвычайных полномочий, позволяющих действовать в обход парламента.

Следуя союзническим обязательствам перед Польшей, Франция объявила 3 сентября 1939 г. войну Германии. Однако правительство Даладье не способно было организовать отпор агрессору. Даладье не удалось удержаться у власти. Его фигура не устраивала те политические круги, которые склонялись к примирению с Германией. Смена правительства произошла в апреле 1940 г. Новый кабинет возглавил лидер Демократического Альянса Поль Рейно, основную роль в правительстве играли маршал Петен, Лаваль, Шотан.

16 июня 1940 г. Рейно подал в отставку. Новый кабинет возглавил Петен и 22 июня 1940 г. на станции Ретонд, в вагоне было подписано перемирие с Германией.

 

3.Внешняя политика Франции.

Существенные изменения во внешней политике произошли в начале ХХ ва. Франко-германское противостояние привело к оформлению стратегического союза с Россией, а это изменило расстановку сил на европейском континенте. В 1904 г. к союзу с Россией добавилось соглашение с Англией. Окончательно новая группировка оформилась в 1907 г.

По мере укрепления своего положения в Европе, Франция активизировала свою колониальную политику, прежде всего в Африке и Индокитае. К началу ХХ в. складывание французской колониальной империи фактически завершилось. В последующие годы колониальная политика Франции сосредоточилась вокруг решения двух достаточно локальных проблем - завершения консолидации своих владений в Экваториальной и Северной Африке. В 1904 г. она установила контроль в районе озера Чад. В 1910 г. захватила Средний Конго и Рабан, в результате которого было образовано генерал-губернаторство Французская Тропическая Африка. В 1904 г. был установлен контроль над таможенной системой Марокко, это вызвало противодействие со стороны Германии.

В 1905 г. состоялась конференция по Марокканской проблеме, на которой было принято решение о признании независимости Марокко и предоставлении равных прав всем державам, имеющим экономические интересы в этом регионе. В 1911 г. использовав в качестве повода восстание местных племен, Франция приступила к военным акциям в Марокко. В ответ на это Германия направила 1 июля 1911 г. в порт Фадир канонерскую лодку «Пантера» и крейсер «Бремен». Лишь поддержка Франции Великобритании и России удержала Германию от открытого колониального конфликта. В качестве компенсации за признание французского протектората в Марокко Германия получила часть Конго.

Франция сыграла важную роль в расширении контактов стран Антанты с Италией, в том числе пойдя на соглашение с Италией о разделе сфер влияния в Северо-Восточной Африке.

В 1912 г. пост премьер-министра занял Раймон Пуанкаре. В эти годы Франция вступила вместе с другими индустриально-развитыми странами в решающую фазу подготовки войны.

В 1913 г. парламент принял закон о трехгодичном сроке военной службы. Одновременно проводился ряд мероприятий для повышения военно-промышленного потенциала Франции. К 1914 г. расходы на военные нужды достигли огромной суммы - 1,5 млрд. франков, то есть 38% всех бюджетных расходов, в 5 раз превышало расходы на народное образование. Отношение к войне стало определяющим фактором общественной жизни. Катализатором дальнейших событий послужило провокационное убийство монархистами 31 июля 1914 г. лидера СФИО (французская секция рабочего Интернационала) Жореса. Гибель видного политика была воспринята как явная угроза. На фоне разрастающегося политического кризиса правительство объявило всеобщую мобилизацию. Используя в качестве повода мобилизацию во Франции и пограничные инциденты, 3 августа Германия объявила войну Франции.

Победа в первой мировой войне дорого обошлась Франции. В состав Франции вновь вошли Эльзас и Лотарингия, в состав французской колониальной империи вошли бывшая немецкая колония и турецкие владения: часть Того и Камеруна в Африке, Сирия и Ливан на Ближнем Востоке.

С 1921 г. премьер-министром стал Бриан, слывший жестким политиком. В области внешней политики наблюдались некоторые осложнения. Главные задачи во внешней политике: укрепление системы военных союзов в Европе и обеспечение взыскания репараций с Германии. В 1921 г. под эгидой Франции образуется военный союз Чехословакии, Румынии и Сербо-Хорвато-Словенского государства, так называемая «Малая Антанта».

В феврале 1921 г. Франция заключила военный договор с Польшей. Усилились позиции Франции в Европе. Однако в вопросе о взыскании репараций с Германии, Франция встретила сопротивление со стороны Англии и США, которые не желали допустить гегемонию Франции на континенте, поэтому поддержали германский империализм.

Воздействие Франции на Германию выражалось в серии мероприятий. Еще в апреле 1920 г. французские войска оккупировали Франкфурт - на Майне. 8 августа 1921 г. совместно с бельгийскими войсками - Дюссельдорф. Однако эти меры не привели к своевременному получению репараций: из 20 млрд. марок, которые Германия должна была выплатить за 1920 г. и за 4 месяца 1921 г. внесла только 3 млрд., из 66 млн. тонн угля отправила только 45 млн. тонн.

Франция в 20-е гг. продолжала содержать непомерно большую для мирного времени армию (400 тыс. человек.), увеличивала численность военно-воздушных сил, которые в 1922 -1923 гг. превосходили авиацию всех европейских стран, вместе взятых, помогала вооружаться Польше, Чехословакии и другим союзникам.

Для того чтобы покрыть военные расходы увеличивались налоги. Правительство Пуанкаре придерживалось резко антисоветского курса. На конференции 1922 г. в Генуе французская делегация занимала враждебную по отношению к СССР позицию.

В январе 1923 г. французские войска совместно с бельгийскими начали оккупацию Рура, с целью добиться выплаты репараций с Германии и установить контроль над ее экономикой. Оккупация изображалась французским правительством как вынужденная, временная и «мирная» мера. Вскоре эта политика потерпела полное банкротство, так как оккупация Рура резко обострила не только французско-германские, но и французско-английские противоречия и ослабила экономические позиции Франции.

Эта политика привела к краху «Национального блока» и падению кабинета Пуанкаре, а осенью 1923 г. эвакуированы войска из Рура.

В годы стабилизации у власти «Левый блок» (союз социалистов и радикалов) и «Национальное единение». В области внешней политики радикал Эррио обещал политику мира, разоружения и международного сотрудничества. Дипломатическое признание СССР произошло в октябре 1924 г., одновременно произошел обмен послами. Главное направление внешней политики «Левого блока» после отставки Эррио весной 1925 г. было направлено на поиски соглашения с Германией.

На Локарнской международной конференции 1925 г. Франция, Германия и Бельгия согласились уважать существующие между ними границы и не нападать друг на друга. Фактически Франция утрачивала гегемонию в Европе. Переговоры на конференции носили антисоветский характер, так как Франция и Англия пытались привлечь Германию к участию в возможном конфликте с СССР.

Другой ракурс действий в области внешней политики был направлен во время правления «Левого блока» на ведение колониальных войн во французских колониях - Марокко и Сирии. Весной 1925 г. в Марокко, в области Риф произошло восстание, в результате которого создано самостоятельное государство - республика Риф. Подавлено восстание было весной 1926 г. совместными действиями французских и испанских армий.

Летом 1925 г. восстало население горной области Джебель-Друз в Сирии, требование восставших предоставить независимость Сирии. Вскоре восстание «друзов» охватило почти всю страну и вылилось в национально-освободительную войну сирийского народа, продолжавшуюся более двух лет. Подавлено восстание было осенью 1927 г.

Правительство «Национального единения», во главе с Пуанкаре (1926-1928 гг.) в области внешней политики придерживалось двух направлений: СССР и Германия. По отношению к СССР оживилась антисоветская кампания, появились предложения разорвать дипломатические отношения с СССР и даже начать против него войну. Однако правительство Пуанкаре не пошло на разрыв дипломатических отношений с СССР.

По отношению к Германии - линия на соглашение с ней, план «Дауэса» был заменен планом «Юнга», который значительно сократил размеры ежегодных репарационных платежей. Для обеспечения безопасности в новых условиях, Франция решила построить укрепленную оборонительную линию вдоль франко-германской границы, которая получила название «Линия Мажино» (по имени ее инициатора военного министра). Строительство продолжалось в течение многих лет, было затрачено огромное количество средств, но линия не была завершена к началу второй мировой войны.

Именно в 1926-28 гг. министру иностранных дел А.Бриану удалось окончательно сформировать основы новой внешнеполитической концепции, в основе которой был проект пан-европейского объединения комплексной экономической и военно-политической интеграции стран континента при лидирующей роли Франции. С пан-европейским процессом Бриан связывал и прежний курс на форме пацифистских основ системы международных отношений.

С уходом Бриана с поста министра иностранных дел в 1932 г. стал очевидным провал пацифистских расчетов на умиротворение Германии. В начале 1934 г. Министерство иностранных дел возглавил Луи Барту. В качестве нового потенциального партнера Франции рассматривался СССР.

Сближение с СССР шло постепенно и неуклонно на протяжении всего 1934 г. Вначале оно получило форму совместной выработки проекта Восточного пакта: все государства Восточной и Центральной Европы (в том числе СССР и Германия) должны были подписать соглашение об обязательстве оказывать взаимную помощь тому из них, кто оказался жертвой агрессии. Договор должен был выполнять функцию аналогичную Локарнским соглашениям, то есть гарантировать неприкосновенность послевоенных границ в этой части континента. Новый пакт должен был быть дополнен соглашением между Францией и СССР об оказании взаимопомощи.

Отказ Германии, противодействие Польши и враждебное отношение англичан привели к провалу этого проекта, с которым было связано имя французского министра Луи Барту (Луи Барту был убит с королем Югославии Александром в октябре 1934 г. в Марселе во время хорватской националистической организации).

После нарушения Германией статей Версальского договора (восстановление обязательной воинской повинности), СССР и Франция подписали другой проект. 2 мая 1935 г. в Париже новый министр иностранных дел Пьер Лаваль (с меньшим энтузиазмом относился к идее сближения с СССР) подписал двухсторонний договор с СССР об оказании взаимной помощи в случае, если одна из двух стран подвергнется военному нападению в Европе. Однако договор не был дополнен военной конвенцией.

По настоянию Франции СССР в 1934 г. вступил в Лигу Наций.

Летом 1936 г. в связи с событиями в Испании, правительство Блюма объявило о политике «невмешательства» в испанские дела. Также не было принято никаких мер против оккупации Австрии. Ударом в стену испанской демократии был отказ французского правительства передать Испании заказанное и оплаченное вооружение. Правительство Л.Блюма фактически капитулировало перед натиском французской реакции.

Усиление угрозы со стороны Германии побуждало политических деятелей Франции добиваться улучшения отношений с СССР, в то же время велись переговоры с Берлином, с целью воспрепятствовать советско-германскому сближению. Переговоры затягивались, чтобы выяснить намерения Германии.

14 сентября 1937 г. швейцарском г. Нионе 9 государств (СССР, Франция, Англия, Турция, Греция, Югославия, Румыния, Болгария и Египет) подписали соглашение, согласно которому каждая подводная лодка и самолет, напавшие на их корабли, должны были немедленно атаковаться и уничтожаться военными кораблями Англии и Франции. Эта конференция продемонстрировала возможность успешной защиты интересов государств, заинтересованных в сохранении мира, пиратские действия на море были почти полностью прекращены.

Во время Судетского кризиса 1938 г. правительство Франции 22 апреля 1938 г. сообщило Чехословакии, что Франция не сможет оказать ей помощь в случае нападения Германии, и посоветовало уступить Гитлеру, угрожая, что в случае несогласия чехословацкого правительства с требованиями гитлеровцев она порвет союз с Чехословакией.

На советско-французских переговорах 2 сентября 1938 г. в Москве Литвинов подтвердил свое обещание выполнить обязательства по советско-чехословацкому пакту и предложил созвать совещание представителей армий СССР, Франции и Чехословакии для оказания помощи последней.

Судьба Чехословакии была решена 29 сентября 1938 г. на переговорах Чемберлена, главы французского правительства Даладье и Муссолини с Гитлером. Мюнхенский сговор преследовал цель ускорить развязывание войны против СССР.

В декабре 1938 г. подписана французско-германская декларация, предусматривала взаимные консультации и обязательство решать все спорные вопросы путем переговоров, то есть она приравнивалась к договору о ненападении.

Франция и ряд других индустриально-развитых стран, в том числе Англия и США рассчитывали, что Гитлер двинется на восток, несмотря на европейские захваты.

22 марта 1939 г. Франция и Англия обменялись нотами о взаимной помощи в случае нападения третьей державы на одну из них. И заверили Голландию, Швейцарию, Бельгию, что окажут помощь в случае нападения на них. Аналогичные обещания были даны Польше, Румынии, Греции, Турции.

Американское правительство, опасаясь чрезмерного усиления Германии, начало с лета 1939 г. оказывать помощь сырьем и военными материалами французам и англичанам.

Под влиянием общественного мнения в середине апреля 1939 г. правительства Англии и Франции предложили СССР дать гарантии Польше и Румынии на случай германской агрессии.

По инициативе СССР начались переговоры о заключении пакта о взаимной помощи, однако переговоры затянулись, так как Англия, Франция и СССР преследовали свои цели.

12 августа 1939 г. в Москве начались переговоры СССР, Англия и Франция. Однако в самом начале переговоров выяснилось пренебрежительное отношение к ним со стороны Франции и Англии, так как руководители иностранных миссий не принадлежали к числу ведущих военных деятелей обеих стран. Выяснилось, что Англия и Франция не желают подписывать соглашения.

3 сентября 1939 г. Франция объявила войну Германии. На Западном фронте велась так называемая «странная война», характеризующаяся отсутствием серьезных военных действий. Французское правительство считало более выгодной оборонительную тактику, поэтому не начинало наступление против Германии. Они полагали, что господство англо-французского флота на море и мощная укрепленная линия «Мажино» на сухопутной французско-германской границе делают наступление немцев невозможным.

По словам французского генерала де Голля некоторые круги усматривали врага скорее в Сталине, чем в Гитлере. Во время советско-финляндской войны 1940 г. Франция посылала экспедиционный корпус и помогала оружием и боеприпасами.

После заключения советско-германского пакта о ненападении правительство Франции развернуло яростную антикоммунистическую и антисоветскую кампанию.

22 июня 1940 г. в присутствии Гитлера было подписано перемирие с Германией. В соответствии с договором Франция была разделена на две неравные части:

Первая часть - 2/3 департаментов на севере и в центре, в том числе Парижский район были оккупированы германской армией с вводом военной администрации. Эльзас и Лотарингия, зона Атлантического побережья были объявлены «запретной зоной» и аннексировались Рейном.

Вторая часть - южные районы оставались под управлением коллаборационистского правительства Петена. Французская армия была сокращена до 100 тыс. человек, лишалась основной части тяжелых вооружений и флота.

24 июня было подписано перемирие Франции с Италией. Италия оккупировала небольшой район на юге Франции. Франция сохранила контроль над своими колониями в Африке. Трагической оказалась судьба французских военных кораблей. В начале июля английский флот предъявил кораблям, находящимся в египетских и алжирских бухтах, ультиматум. Однако в Алжире и Французской Западной Африке английский ультиматум был отклонен, и французские суда были расстреляны. В ответ 5 июля правительство Петена объявило о разрыве отношений с Великобританией. Через четыре дня после падения Парижа генерал Шарль де Голль по Лондонскому радио призвал к началу Движения Сопротивления.

7 августа 1940 г. У.Черчилль подписал с де Голлем договор о формировании под руководством генерала французских военных частей со статусом союзнических. Соратники де Голля объединились в организацию «Свободная Франция», объявившую себя правопреемницей легитимного французского правительства. Де Голль всеми силами стремился сохранить международный престиж Франции, ее ранг великой державы.

 

 

1. Экономическое развитие, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

В результате быстрого развития других стран, в особенности США и Германии, с середины 70-х гг. XIX в. Англия начала терять свою монополию на мировом рынке. Росла конкуренция США в экспорте продукции в Латинской Америке и даже в Европе. К началу ХХ в. Англия утрачивает и промышленное первенство.

Сохраняя мощные, хотя уже не ведущие позиции в старых, традиционных отраслях производства, Англия безнадежно отстает в новых и прогрессивных отраслях промышленности, таких как химическая, электротехническая, автомобильная и многих других. К примеру, в 1913 г. в Англии было выпущено 34 тыс. автомобилей, что составляло менее 8% продукции США.

Утратившая торгово-промышленную монополию, Англия обеспечивала себе высокую прибыль только за счет дешевого сырья (например, хлопок для хлопчатобумажной промышленности), гарантированного рынка сбыта некоторых типов продукции (хлопчатобумажные ткани и др.), за счет вывоза капитала.

Наличие огромной империи, могущественного флота, прочных позиций на международной арене обеспечивала в то же время английским капиталистам неограниченную возможность помещения капиталов в колониях и других станах. Английские капиталовложения увеличились к 1913 г. в 2 раза по сравнению с 1890 г. и составили 200 млн. фунтов.