Лекция 1. Введение в курс.

Оглавление

Пояснительная записка

История стран Запада (1900-1945 гг.): Курс лекций.

Корнилова И.В.

АВТОРСКИЙ КОНСПЕКТ

КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО «НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ. 1900-1945 ГГ.»

 

В настоящем курсе лекций рассматриваются наиболее важные проблемы развития государств Европы и Америки в первый период новейшей истории, а также динамику развития международных отношений. При изучении международных отношений различных государств Европы и Америки отдается предпочтение естественно-историческому, эволюционному развитию.

Курс лекций предназначен для студентов дневной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности «История» и другим смежным дисциплинам.

Лекция 1. Введение в курс.

Лекция 2. Международные отношения в 1900-1918 гг.: основные проблемы глобального международного конфликта 1914-1918 гг. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира.

Лекция 3. Международное рабочее движение в 1900-1943 гг.

Лекция 4. Германия в 1900-1945 гг.

Лекция 5. Италия в 1900-1945 гг.

Лекция 6. Франция в 1900-1945 гг.

Лекция 7. Великобритания в 1900 - 1945 гг.

Лекция 8. США в 1900-1945 гг.

Лекция 9. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

 

 

1. Предмет, задачи, периодизация, принципы изучения новейшей истории стран Европы и Америки.

Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с развертыванием процессов, судьбоносных для всего человечества, событиями глобального масштаба, определившими динамику складывания современной цивилизации.

Основные проблемы, на которые должна дать ответ вводная лекция, заключаются в следующем:

- какое место занимает курс новейшей истории в общем курсе новой истории стран Европы и Америки;

- каково содержание курса новейшей истории;

- какие коренные изменения в социально-экономической и политической структуре мира произошли за те десятилетия, которые отделяют нас от начала периода новейшей истории.

По всем этим вопросам в последнее время идут оживленные дискуссии. Прежде всего, подвергаются сомнению традиционные представления советской историографии о хронологических рамках и периодизации новейшей истории. Дискуссии по этим проблемам сейчас еще далеки от завершения. Особенно острые споры в отечественной историографии идут по вопросу о характере третьего периода новой истории или периода новейшей истории. Традиционно советская историческая наука начинала период новейшей истории с Октябрьской революции 1917 года. Не случайно Октябрьская революция оценивалась как «главное событие ХХ века». Правомерно ли это?

Вплоть до последнего времени в мировой научной литературе существовало деление мира на две мировые системы, находящиеся в непримиримом классовом противостоянии - капитализм и социализм. Причем, ход исторического процесса объяснялся в русле все более углубляющегося кризиса капитализма и неуклонного роста социализма.

Развитие реальной жизни в последние десятилетия все более показывало ложность этой схемы. Жизнь показала, что такая картина современного мира не соответствует действительности. Была отвергнута концепция трех этапов общего кризиса капитализма, так как капитализм оказался весьма жизнеспособным. Он смог приспособиться к новой ситуации в мире и к условиям, созданным современной НТР. Поэтому со второй половины 80-х годов прежние догматические представления о характере современной эпохи сменились пониманием того, что современный мир един, неделим и многообразен и только в ходе постепенного совершенствования существующих в настоящее время общественных отношений, можно прийти к созданию нового, более высокого общественного строя.

Предметом новейшей истории стран Европы и Америки является экономическое, политическое, социальное и культурное развитие европейских и американских стран.

Хронологические рамки периода ограничены началом ХХ века и завершением второй мировой войны.

Задачи курса:

Выявить основные тенденции экономического и политического развития стран Европы и Америки.

Выяснить причины углубления международных противоречий и разрастание их в глобальные конфликты.

Рассмотреть процесс возникновения, формирования и распространения фашисткой идеологии.

Определить роль и место Октябрьской революции в России в системе международных отношений.

Рассмотреть основные тенденции развития культуры в первой половине ХХ века.

Проблема периодизации новейшей истории стран Европы и Америки. Сегодня в вопросе о подходе к изучению исторического процесса в науке выделяются две концепции: развитие человеческого общества по формациям и цивилизационное развитие. Некоторые исследователи склонны синтезировать обе концепции. Единого и неоспоримого решения в науке пока не найдено. Исходя из формационного подхода, период новейшей истории начинается после Октябрьской революции, главным содержанием которого является одновременное длительное сосуществование и взаимодействие двух различных общественных систем - капитализма и социализма.

Исходя из современных концепций развития исторического процесса, мы будем рассматривать новейшую историю по следующей периодизации, в основу которой положен цивилизационный подход. Проблема периодизации новейшей истории также окончательно не решена. Условно новейшую историю можно разделить на два основных временных периода: 1900 -1945 гг. и 1945 - 2000 гг. Разделение обусловлено следующими факторами: первый период характеризуется формированием, развитием и крахом фашисткой идеологии, второй период характеризуется окончательным складыванием двух мировых систем - постиндустриальная и социалистическая. В свою очередь эти два периода разделяются на этапы. Первый период подразделяется на три этапа:

1. 1900-1918 гг. - возникновение кризиса в международных отношениях, развертывание глобального международного конфликта и его решение.

2. 1918-1939 гг. - возникновение государства с коммунистической идеологией и зарождение и укрепление фашизма; новое обострение международных отношений:

2.1. 1918-1923 гг. - послевоенный революционный подъем;

2.2. 1924-1929 гг. - стабилизация экономики индустриально-развитых стран;

2.3. 1929-1939 гг. - обострение международных противоречий.

3. 1939-1945 гг. - вторая мировая война и крах фашизма.

Основное отличие и главное содержание новейшей эпохи состоит в сложном отношении - противостоянии и взаимодействии капиталистической и социалистической форм и стадий индустриальной цивилизации, в борьбе между демократическими и тоталитарными политическими системами, в необычайно возросшем динамизме жизни, в научно-технической революции, приведшим к максимальной степени интеграции мира, к глобализации позитивных и пагубных воздействий индустриальной цивилизации.

ХХ век характеризуется крупнейшими изменениями во всех сферах человеческой жизни. Ход новейшей истории продемонстрировал переходный характер современного этапа развития общества. К началу ХХ века во многих странах Запада господствующими стали буржуазные производственные отношения, буржуазное государство и право, буржуазная идеология. Экономическое развитие происходит по восходящей линии, несмотря на периодические кризисы перепроизводства.

Формирование разветвленной фабричной структуры привело к невиданному ранее укрупнению масштабов производства и капитала и на этой основе к созданию крупных корпораций. Уже к концу XIX века крупнейшие корпоративные объединения заняли господствующее положение в экономике ведущих стран капиталистического мира, установили реальный контроль над промышленностью, транспортом и финансовой системой этих стран. Неограниченная монополистическая практика, контроль над производством, сговор крупнейших корпораций о ценах и условиях производства - все это осложняло нормальный ход процесса воспроизводства, вело к углублению и затягиванию экономических кризисов. А это в свою очередь вело к резкому ухудшению положения трудящихся.

В условиях кризиса увеличилось число безработных, резко сократилась заработная плата рабочих, уменьшились доходы мелкобуржуазных масс города и деревни, увеличились масштабы их разорения. Конечно, экономические кризисы по-прежнему сменялись периодами довольно быстрого экономического подъема. Но и в эти периоды социально-психологический менталитет низов общества существенно изменился. Рабочему противостоял теперь не хозяин предприятия, а непонятная для него безжалостная сила в лице крупной корпорации. Изменялся менталитет и средний немонополистической буржуазии. Произошло значительное понижение ее социального статуса по сравнению с главами гигантских корпораций.

Реальным результатом этих процессов было возникновение в последние десятилетия XIX века нового социального противоречия - между монополиями и основными слоями народа. На первый план выступило противоречие, характерное для капитализма - между его экономической эффективностью и отсутствием социальной защищенности членов общества.

Социальное недовольство резко увеличилось в конце XIX - начале XX вв. На этой основе произошло обострение классовой борьбы, усиление рабочего движения, распространение демократических антимонополистических движений за проведение социальных реформ, за создание системы государственной социальной защиты членов общества, то есть за глубокое демократическое реформирование капитализма. Уже в первые десятилетия ХХ века возникли первые проявления либерально-буржуазного реформизма - реформы Девида Ллойд-Джорджа в Англии, Теодора Рузвельта и Вудро Вильсона в США, Джулио Джолитти в Италии.

Более того, уже на первых стадиях эпохи корпоративного капитализма широко распространились идеи социалистического переустройства общества. Глашатаями этих идей стали массовые социалистические и социал-демократические партии в важнейших странах капиталистического мира.

Таковы были основные факторы, приведшие к тому, что уже в начале ХХ века, все более нарастать глубокий кризис всей традиционной для XIX века структуры капитализма. Росло стремление к внедрению в его структуру широких программ социальной защиты членов общества, к ограничению монополистического произвола, то есть к глубокому демократическому реформированию капитализма или к социалистической трансформации общества.

К этому прибавилось резкое обострение международной обстановки. На рубеже веков обострилась борьба крупных империалистических держав за сферы влияния, за передел уже поделенного мира, в ходе которой возникли два империалистических блока - Антанта и Тройственный союз.

Первая мировая война 1914 - 1918 гг., вызванная крайним обострением этих империалистических противоречий, принесла народным массам неслыханные бедствия и еще более усилила их стремление к кардинальному реформированию общества.

На территориях обширных многонациональных империй Европы и Азии - Российской, Австро-Венгерской и Турецкой - развернулись массовые национальные движения с лозунгами создания самостоятельных национальных государств. Произошли первые крупные антиимпериалистические выступления народов колоний, символизировавшие начало кризиса колониальной системы империализма.

Более того, в странах, особенно пострадавших в результате войны, и там, где к противоречиям монополистического капитализма прибавились противоречия, связанные с наличием докапиталистических отношений, возник острый революционный кризис и были сделаны попытки выдвижения социалистической альтернативы капитализму, как это произошло в России, Германии и ряде регионов распавшейся в годы войны Австро-Венгерской монархии.

Таким образом, к началу периода новейшей истории значительно усилились стремления к решительному демократическому реформированию капитализма или даже к социалистической трансформации общества. Основные группы международной социал-демократии рассматривали социалистическую альтернативу капитализму как вполне реальную. Правда, большинство лидеров социал-демократии отвергали революционные методы ее реализации, выдвигая в противовес им эволюционный путь перерастания капиталистического общества в социалистическое.

 

2. Источники и литература по курсу.

1. Источники.

1. Всемирная история: В 3 ч. Ч. 2-3: Учеб. пос. / О.А. Яновский, О.В. Бригадина, П.А. Шупляк и др. Мн., 2002.

Документы внешней политики СССР. В 21 т. М., 1957-1977.

2. Конституции зарубежных государств: Учеб. пос. М., 1997.

3. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Учеб. пос.: В 3-х ч. М., 2000.

4. Садиков В.Н. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пос. М., 2002.

5. Хрестоматия по новейшей истории. В 3 т. М., 1960-1961.

6. Хрестоматия по истории государства и права в зарубежных странах / Под. ред. З.М. Черниловского. М., 1984.

7. Статьи из журналов: «Новая и новейшая история», «Вопросы истории», «Актуальные проблемы Западной Европы», «Актуальные проблемы Европы», «Вопросы экономики», «Исторический архив», «Иностранная литература», «Международная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения», «США-Канада: экономика, политика, культура», «Звезда», «Нева», «Кентавр» и другие.

2. Литература:

1. Германская история в новое и новейшее время. Т. 1-2. М., 1970.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник. М., 2002.

3. ХХ век. История и современность. М., 1992.

4. История Италии. Т. 2-3. М., 1971.

5. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918-1945 / Под. ред. Е.Ф. Язькова. М., 1989.

6. История США. Т. 1-4. М., 1983-1987.

7. Козенко Б.Д., Севастьянов Г.К. История США: Уч. пос. Самара, 1994.

8. Новейшая история стран Европы и Америки ХХ век: Учебник. В 2 т. / Под. ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2001.Ч. 1.: 1900-1945.

9. Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Справочник студента. М., 2000.

10. Смирнов В.П. Новейшая история Франции. М., 1979.

11. Федоров П.Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977.

12. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

13. Экономическая история капиталистических стран. М., 1985.

14. Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945). М., 1998.

15. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.