Банки, биржи, организации с иностранным капиталом.

Государство и муниципальные образования как субъекты хозяйственного права.

Субъектами хозяйственной деятельности могут выступать, на равных началах с физическими и юридическими лицами, государство и муниципальные образования, которых действующее законодательство считает особыми субъектами. Участие государства и муниципальных образований в хозяйственной деятельности регулируется гражданским законодательством (гл. 5 ГК РФ), в том числе, нормами, регулирующими деятельность юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. На содержание гражданско-правового статуса государств и муниципальных образовании оказывают влияние следующие обстоятельства:

1) государство и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте через свои органы, действующие в рамках своей компетенции, установленной актами о статусе их органов (ст. 125 ГК РФ), но в результате действий этих органов участниками хозяйственных отношений становится государство (муниципальное образование) в целом, а не сами органы.

2) названные субъекты создаются на основе властного, административно-распорядительного акта и имеют определенные властные полномочия;

3) по своим собственным обязательствам государство и (муниципальное образование) отвечает лишь той частью имущества, которое оно не передало своим юридическим лицам (ст. 126 ГК РФ) (казной).

4) гражданская правоспособность государства и муниципальных образований носит специальный характер, указанные субъекты могут иметь лишь те права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным (государственным) интересам.

5) государство (муниципальное образование) располагает некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность (см. например реквизиция, конфискация и т.д.).

Случаи участия государства и муниципальных образований в хозяйственных отношениях в доступной форме изложены в учебниках по Гражданскому праву.

Правовое положение хозяйственных субъектов зависит не только от организационно-правовой формы, но и от характера деятельности юридического лица. Особый правовой статус имеют, в частности, банки, биржи, организации с участием иностранного капитала. Правовое положение этих организаций определяется как нормами ГК РФ, законами, определяющими правовой статус отдельных организационно-правовых форм, так и специальными законодательными актами.

Правовое положение коммерческих банков определяется законом "О банках и банковской деятельности", в соответствии, с которым банки создаются в форме хозяйственных обществ. Соответственно, общие положения правового статуса банков заложены в ГК РФ, в законах "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" Коммерческий банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Для более успешного усвоения настоящей темы рекомендуется обратить внимание на особенности правового положения банков, которые сводятся к следующему:

1) банки осуществляют свою деятельность исключительно в денежно-финансовой сфере, коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; закон устанавливает исчерпывающий перечень банковских операций, при этом разграничивает понятия банковские операции и сделки;

2) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России, который осуществляет н государственную регистрацию коммерческих банков;

3) законом устанавливаются дополнительные (по сравнению с хозяйственными обществами, осуществляющими другую деятельность), требования к уставному капиталу а именно: устанавливается минимальный размер уставного капитала и предельный размер не денежной части, в формировании уставного каптала участвуют только собственные средства; оплачивается в полном размере на момент государственной регистрации, приобретение акций коммерческих банков третьими лицами контролируется Банком России,

4) устанавливаются дополнительные требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации: протокол собрания учредителей должен отражать не только принятие устава, но и утверждение кандидатур на должность руководителя и главного бухгалтера, для регистрации должны быть представлены анкеты кандидатов на эти должности; надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей банка и аудиторское заключение об их финансовом положении;

5) учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации;

6) коммерческий банк может быть ликвидирован на основании решения арбитражного суда по иску Банка России после отзыва последним лицензии.

Биржа занимается организацией торгов. В зависимости от объекта торга, биржи делятся на товарные и фондовые. Общим в правовом положении бирж является то, что они являются некоммерческими организациями. С их помощью конкретные предприниматели осуществляют коммерческие (приносящие доход) сделки, однако, сама их деятельность бездоходна и требует финансирования от участников. Вопрос о биржах в учебниках освещается недостаточно, поэтому, при рассмотрении темы рекомендуем обратиться непосредственно к законодательным актам.

Правовое положение товарной биржи определяется законом "О товарных биржах и биржевой торговле", в соответствии, с которым товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных (в соответствии с уставом) товаров. Учредителями и членами биржи не могут быть органы государственной и муниципальной власти и управления, банки, страховые и инвестиционные компании и фонды.

Товарная биржа действует в соответствии с уставом, который содержит:

1) сведения о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на бирже;

2) о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений (высшим органом биржи является общее собрание ее членов);

3) о уставном капитале - при этом следует иметь ввиду, что в соответствии с законом, доля каждого участника биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%;

4) о членстве на бирже, правах и обязанностях членов биржи.

При изучении настоящих положений, необходимо учитывать следующее: во-первых, закон устанавливает минимальное количество членов биржи - 10 членов, во-вторых, устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть членами биржи (см. выше), в третьих, права и обязанности членов биржи зависят от их категории (полные и неполные члены), в-четвертых, уставом могут быть предусмотрены дополнительные права для учредителей биржи.

Сделки на товарной бирже осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам Государственного антимонопольного комитета РФ.

Правовой статус фондовой биржи и ее членов определяется законом "О рынке ценных бумаг", и соответствии, с которым фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства, поэтому правовое положение биржи определяется, в определенной степени, ГК РФ и законом «О некоммерческих организациях».

Для того чтобы иметь определенное представление о фондовой бирже необходимо усвоить следующие положения:

1) права и обязанности фондовой биржи (ст. 13 закона);

2) фондовой бирже, и соответствии с законом, запрещается совмещать деятельность по организации торговли с иными видами деятельности; на рынке ценных бумаг, за исключением депозитарной и деятельности но определению взаимных обязательств (клиринговой);

3) закон устанавливает исчерпывающий перечень, видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к которым, помимо организации торговли (ст. 9), относится брокерская деятельность (ст. З), дилерская (ст. 4), деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5), деятельность, по определению взаимных обязательств (клиринг) (ст. 6), депозитарная деятельность (ст. 7), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8);

4) понятие, права и обязанности членов фондовой биржи; при этом следует разграничивать понятия члена и участника биржи. В соответствии с законом (ст. 12), членами фондовой биржи могут; быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг (см. виды профессиональной деятельности). Порядок вступления, выхода и исключения из членов фондовой биржи, количественные ограничения и т.д., устанавливаются биржей самостоятельно на основании внутренних документов.

5) фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи, другие участники рынка ценных бумаг могут совершать сделки на бирже исключительно через посредничество биржи;

6) все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии (ст. 39); при этом, следует иметь ввиду, что деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи.

Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и фондовой биржи. и принимают решение об отзыве лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.

Особое правовое положение имеют организации с участием иностранного капитала (иностранными инвестициями), деятельность которых регулируется законом "Об иностранных инвестициях". В соответствии с настоящим законом, организации с иностранными инвестициями создаются и действуют к форме хозяйственных обществ и товариществ, следовательно, нормы ГК РФ, регулирующие деятельность хозяйственных обществ и товариществ, закона "Об акционерных обществах", закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" распространяются и на организации с иностранными инвестициями. При изучении закона "Об иностранных инвестициях", опираясь на общие для всех юридических лиц положения, рекомендуем особо выделить следующие моменты: во первых, кто может быть иностранным инвестором (а значит и участником организации с иностранными инвестициями); во-вторых, на формы осуществления иностранных инвестиций в соответствии со ст. 3 закона: в третьих, на дополнительные требования, предъявляемые к созданию таких организаций.

Обращая внимание на наличие налоговых и таможенных льгот, предусмотренных законом для предприятий с иностранными инвестициями, рекомендуем обратить внимание на отдельные ограничения по сферам их деятельности (в частности в сфере банковского, страхового дела, оборонного производства).

Существуют различные формы присутствия иностранного капитала в России. Среди них: открытие валютного счета в российском банке (позволяет осуществлять операции с ценными бумагами), договор о посреднической деятельности с какой-либо российской компанией (удобен для проведения торговых операций или экспорта услуг в Россию), договор о совместной деятельности, создание на территории РФ филиала или представительства иностранного юридического лица и, наконец, создание нового юридического лица с частичным или полным иностранным участием.
Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику, подразумевающие контроль иностранного инвестора над предприятием на территории России или же активное участие в управлении им, имеют для иностранной компании свои плюсы.

Под кредитными организациями с иностранными инвестициями понимаются кредитные организации – резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале. Основное отличие в порядке регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями заключается в необходимости получения предварительного разрешения Банка России на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями. Под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации-резидента. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитывается:

  • уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
  • финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов;
  • очередность подачи заявлений.

Для получения разрешения учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.

Заявление должно содержать:

  • указание на нерезидентов – предполагаемых учредителей кредитной организации (полное официальное наименование для юридических лиц; фамилия, имя, отчество для физических лиц), их местонахождение, правовой статус (гражданство) для физических лиц);
  • точный размер предполагаемого участия каждого нерезидента в уставном капитале кредитной организации. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:
  • учредительные документы;
  • решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации па территории РФ;
  • балансы за 3 предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением;
  • письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местонахождения на участие в уставном капитале кредитной организации на территории РФ либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия, а на иностранное физическое лицо прилагается подтверждение согласно международной банковской практике иностранным банком платежеспособности этого лица. Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России.

После получения разрешения Банка России учредители кредитной организации с иностранными инвестициями представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации документы, необходимые для регистрации кредитной организации. К указанным документам прилагается копия разрешения ЦБ РФ на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.