Виды, уровни, структура правосознания.
Понятие правосознания. основные функции и связь с правом.
Правосознание – это область сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и к практике его реализации, выполняющая роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения.
Основные функции правосознания:
1. Познавательная.
2. Оценочная.
3. Регулятивная.
Познавательная функция направлена на приобретение юридических знаний, выражающихся в понятии «правовая подготовка».
Оценочная функция вызывает определенные эмоциональные отношения человека к различным сторонам правовой действительности.
Регулятивная функция осуществляется посредством формирования правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.
Результатом этого является реакция в виде правомерного или неправомерного поведения.
Правовое сознание существует в теснейшей связи и взаимодействии с правом. Это выражается в следующем:
1. Правосознание – источник права, отражающий объективные потребности общественного развития.
2. Оно является одним из механизмов реализации права в жизни.
3. Правосознание является средством оценки соответствия поведения нормам права.
Правосознание оказывает влияние на все элементы правового регулирования. При правотворчестве нормы права создаются в процессе сознательно-волевой деятельности законодателей. При правоприменительной деятельности требования норм права реализуются посредством сознательно-волевой деятельности всех субъектов права.
Правовые нормы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие правосознания граждан, на формирование правильных представлений о различных правовых явлениях.
По субъектам правосознание подразделяется на три вида:
1. Индивидуальное правосознание.
2. Групповое правосознание.
3. Общественное правосознание.
По глубине отражения правовой действительности выделяют три уровня правосознания:
1. Обыденное правосознание (эмпирическое).
2. Научное правосознание (теоретическое).
3. Профессиональное правосознание.
Обыденное правосознание складывается стихийно под влиянием конкретных условий жизни и личного опыта, посредством доступного населению правового образования.
Научное правосознание формируется на основе широких и глубоких правовых знаний и специальных исследований правовой действительности. Является непосредственным источником правотворчества и служит целям совершенствования юридической практики.
Профессиональное правосознание – это правосознание юристов-практиков.
Два последних уровня правосознания конкретизируются в структурных элементах правосознания:
1. Правовой идеологии.
2. Правовой психологии.
1. Систематизированное, научное выражение правовых взглядов, принципов, требований всего общества или различных групп населения.
2. Охватывает совокупность чувств, настроений, отношений к правовым явлением, характерных для всего общества в целом или конкретных социальных групп. Через правовую психологию реализуется отношение субъектов права к своему собственному правовому поведению. Правовая идеология и правовая психология входят как составные элементы в понятие «правовая культура».
3. Правовая культура: понятие и виды.
Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства систем права и законодательства, правотворческой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовых навыков личности.
В зависимости от субъектов права различают три вида правовой культуры:
1. Правовая культура личности.
2. Правовая культура социальной группы.
3. Правовая культура общества.
1. Выражается в виде знания и понимания права, в осознанном исполнении правовых предписаний человеком.
2. Выражается в правоотношениях. В ней находят отражение такие ценности, как компромисс, примирение позиций различных социальных групп.
3. Выражается в праве. Высокий уровень правовой культуры общества рассматривает право как инструмент общественного согласия, а низкий уровень правовой культуры – как принудительную силу.
4. Правовой нигилизм: понятие, причины, меры по его преодолению.
Правовой нигилизм – это направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее право наименее совершенным способом регулирования общественных отношений.
Имеет различные формы проявления: от равнодушного, скептического отношения к праву до полного неверия и явно негативного отношения к праву.
Основные причины распространения правового нигилизма в России:
1. Исторические корни (крепостничество, самодержавие, репрессивное законодательство, несовершенство правосудия).
2. Подмена права политическими соображениями.
3. Традиционная несвязанность государственной власти правом.
4. Недостаточная и противоречивая система законодательства.
5. Низкий уровень правовой культуры большинства населения.
Для преодоления правового нигилизма необходимо:
1. Обеспечить должное качество принимаемых законов.
2. Создать необходимые условия для их реализации.
3. Провести судебную реформу и обеспечить необходимые условия для судопроизводства.
4. Провести правовое обучение населения, государственных служащих и др. субъектов права.
ЛЕКЦИЯ 14. право и экономика.
I. Характер связи государства, права и экономики в зависимости от используемой модели экономических отношений.
При рассмотрении функций государства мы выделили экономическую функцию. Она заключается в содействии развитию экономических отношений и в их регулировании. Экономическая функция реализуется на основе норм права. Таким образом, имеется прямая связь между государством, правом и экономикой. Эта связь носит различный характер в зависимости от типа социальной системы, модели экономики, международной обстановки, исторических традиций и др. факторов. В наибольшей степени государство и право связаны с экономикой в странах с административно-командной моделью экономики. В наименьшей степени государство и право связаны с экономикой в странах с либеральной рыночной экономикой.
2. Основные направления, формы, методы правового регулирования рыночной экономики.
Можно выделить следующие основные направления воздействия права на рыночную экономику:
1. Установление целей экономического развития.
2. Закрепление равноправия и защита всех форм собственности.
3. Создание равных условий для деятельности субъектов рыночной экономики (борьба с монополизмом и коррупцией).
4. Установление номенклатуры и величины налогов, а также других источников государственного бюджета.
5. Определение недопустимых форм и видов экономической деятельности.
6. Установление юридической ответственности за правонарушения в экономической сфере.
Правовое регулирование экономики осуществляется методами прямого и косвенного воздействия.
Прямое воздействие осуществляется путем установления определенных правил поведения участников рыночных отношений в виде норм права.
Косвенное воздействие осуществляется путем установления различных налоговых льгот.
Государственное регулирование осуществляется в правовой и в организационной формах.
Правовая форма – это различные нормативно-правовые акты, регулирующие экономические отношения, а также различные индивидуальные акты применения права (например,лицензия) .
Организационная форма – это различные совещания, информационные сообщения и прочие
мероприятия.