ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО СУПЕРГРАФИКЕ

Вопросы для самопроверки

- Что называют усталостью материалов? В чем заключается физические причины усталости металлов?

- Почему многие детали машин имеют ограниченный срок службы (ресурс)?

- Как по виду излома детали узнать, что ее разрушение произошло от усталости?

- Объясните термин «долом»?

- Что называют циклом напряжений?

- Перечислить все характеристики цикла и указать зависимость между ними.

- Какой из различных по форме циклов напряжений самый неблагоприятный для работы детали?

- Какие напряжения называются циклическими?

- Что называется циклом напряжений? Какими величинами характеризуется цикл?

- Какой цикл называется симметричным, статическим, пульсирующим?

- Какие циклы называют симметричным и отнулевым?

- Какие циклы нагружения деталей встречаются на практике?

- Что называется коэффициентом асимметрии цикла?

- Изобразите графики симметричного и отнулевого циклов изменения напряжений при повторно-переменных напряжениях?

- Перечислите характеристики циклов, покажите на графиках среднее напряжение и амплитуду цикла.

- Что характеризует коэффициент асимметрии цикла?

- В чем заключается принципиальное отличие между многоцикловой и малоцикловой усталостью?

- Что представляет собой кривая усталости? Как ее строить?

- Что такое предел выносливость материала? Как он определяется?

- Какие факторы влияют на предел выносливости материала?

- Как строится диаграмма усталостной прочности?

- Как определяется коэффициент запаса прочности при действии на деталь циклической нагрузки?

- Что понимается под полной кривой усталости? Какие зоны она имеет?

- Объясните принципиальную разницу между многоцикловой и малоцикловой усталости?

 

Термин "суперграфика" в 70-х годах XX века ввел американский архитектор Чарльз Мур. Основной признак суперграфики — активность взаимодействия с формой, обусловленная самостоятельностью цветографики относительно объемно-пространственной формы.

Суперграфика – это украшение графическими средствами объектов дизайна и архитектуры, а также выявление или разрушение этими средствами плоскости и объема. Термин «суперграфика» — условен. Он принят, чтобы отличить академическую графику от возможностей применения графики в дизайне. Суперграфика (декорировка) — графическое изображение, которое расположено непосредственно на объемно-пространственном объекте.

Суперграфика во многом способствует обнов­лению старой застройки, небогатой на цвет и изысканность форм. Колористика города не ограничивается сре­дой — природной или рукотворной .

Приемы оформления фасадов, подчеркнуто независимые от ар­хитектурных членений, устраняют визуальную не­завершенность «пустых» поверхностей, придают новизну видения и проявляют скрытые компози­ционные возможности пространства, менял его масштабность, структурные оси, градостроитель­ные акценты. Подбор единой цветовой гаммы ок­раски зданий отдельного района способствует бо­лее четкой его идентификации, отличию от других районов.

При этом роспись стен зданий, которые в силу обстоя­тельств и исторических причин оказались компози­ционнсти восполняет дефи­цит формы

 

так например разрушенные в войну дома Берлина в ожидании реконструкции украшались фигурными или абстрактными росписями, брандмауэр одного из домов в Лионе изображал перспективу улицы и удаляющуюся молодую жен­щину с девочкой. При обновлении росписи через пятнадцать лет художники изобразили на том же месте взрослую девушку, заботливо поддержива­ющую постаревшую маму. Такая суперграфика, никому конкретно не адресованная, делает тем не менее, более теплыми гуманными отношения обитателей города.

Композиционно независимая цветовая отдел­ка многоэтажных секционных зданий с обширны­ми плоскими графическими фасадами снимает унылое однообразие ортогональности индустри­альной архитектуры, хотя и здесь вряд ли следует переходить границу,отделяющую архитектуру от комикса (например в работах архитектора Хундертвассерэ). Правда, по большей части эти эксперименты выглядели как способ погашения голода по ориги­нальным,пластичным объемным формам, кото­рые удачно имитируются цветом.

В связи с появлением во множестве городских сооружений сложной конфи -урации наблюдается возврат к использованию цвета в его тектониче­ских функциях, т.е. с фронтальной демонстрацией вертикализма, соотношения тяжелое—легкое, ха­рактера вписанности в колористику окружения

Профессиональные истоки суперграфики зало­жены в свойствах человеческой натуры, желании не допускать визуального вакуума бытия, наполняя его подобными себе существами и нужными пред­метами, пусть даже только в изображениях.

Вплоть до эпохи готики пост'античные изобра­зительные искусства Европы были неотделимы от стены; переход к станковой живописи и скульпту­ре сместил акценты внимания на автономные про­изведения и оставил стене роль фона.

Современная архитектура и дизайн вернули интерес художников и архитекторов к стеновой поверхности в качестве носителя графических впечатляющих образов как в интерьере, так и во внешнем благоустройстве.

Городская архитектура переживает сейчас в этом смысле настоящую колористическую рево­люцию, и дизайнер должен учитывать эти эстети­ческие тенденции. К тому же достаточно активно проявляет себя тяга к стенописи со стороны, так сказать, андерграунда, породившая специфический вид неофи­циального искусства — граффити.Это детище современной урбанистики (в ее социальных ас­пектах) существует на грани запретного по харак­теру своего проявления и последствиям для орга­низованной городской среды, но его появление объективно подготовлено обстоятельствами тене­вой жизни города, повальным стремлением го­родской молодежи к экстремальным занятиям.

Граффити уже имеет свою историю (Берлин­ская стена, Гарлемское гетто...), кумиров, стили­стику.В данной лекции нет намерений и возможности углубляться в социальные корни этого явления, поэтому мы обратимся только к фактическим мате­риалам,да и то в очень сжатом изложении сооб­разно целям подготовки дизайнера.

Поле деятельности творцов граффити — по­верхности, раскрашивать которые удается, не привлекая внимания посторонних и органов охра­ны порядка (в отдельных случаях это оказываются поверхности, добраться до которых можно только с риском для жизни); чаще всего в роли полотен выступают задние стены заполонивших город га­ражных боксов и ограды железнодорожных путей в пригородной зоне.