ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО СУПЕРГРАФИКЕ
Вопросы для самопроверки
- Что называют усталостью материалов? В чем заключается физические причины усталости металлов?
- Почему многие детали машин имеют ограниченный срок службы (ресурс)?
- Как по виду излома детали узнать, что ее разрушение произошло от усталости?
- Объясните термин «долом»?
- Что называют циклом напряжений?
- Перечислить все характеристики цикла и указать зависимость между ними.
- Какой из различных по форме циклов напряжений самый неблагоприятный для работы детали?
- Какие напряжения называются циклическими?
- Что называется циклом напряжений? Какими величинами характеризуется цикл?
- Какой цикл называется симметричным, статическим, пульсирующим?
- Какие циклы называют симметричным и отнулевым?
- Какие циклы нагружения деталей встречаются на практике?
- Что называется коэффициентом асимметрии цикла?
- Изобразите графики симметричного и отнулевого циклов изменения напряжений при повторно-переменных напряжениях?
- Перечислите характеристики циклов, покажите на графиках среднее напряжение и амплитуду цикла.
- Что характеризует коэффициент асимметрии цикла?
- В чем заключается принципиальное отличие между многоцикловой и малоцикловой усталостью?
- Что представляет собой кривая усталости? Как ее строить?
- Что такое предел выносливость материала? Как он определяется?
- Какие факторы влияют на предел выносливости материала?
- Как строится диаграмма усталостной прочности?
- Как определяется коэффициент запаса прочности при действии на деталь циклической нагрузки?
- Что понимается под полной кривой усталости? Какие зоны она имеет?
- Объясните принципиальную разницу между многоцикловой и малоцикловой усталости?
Термин "суперграфика" в 70-х годах XX века ввел американский архитектор Чарльз Мур. Основной признак суперграфики — активность взаимодействия с формой, обусловленная самостоятельностью цветографики относительно объемно-пространственной формы.
Суперграфика – это украшение графическими средствами объектов дизайна и архитектуры, а также выявление или разрушение этими средствами плоскости и объема. Термин «суперграфика» — условен. Он принят, чтобы отличить академическую графику от возможностей применения графики в дизайне. Суперграфика (декорировка) — графическое изображение, которое расположено непосредственно на объемно-пространственном объекте.
Суперграфика во многом способствует обновлению старой застройки, небогатой на цвет и изысканность форм. Колористика города не ограничивается средой — природной или рукотворной .
Приемы оформления фасадов, подчеркнуто независимые от архитектурных членений, устраняют визуальную незавершенность «пустых» поверхностей, придают новизну видения и проявляют скрытые композиционные возможности пространства, менял его масштабность, структурные оси, градостроительные акценты. Подбор единой цветовой гаммы окраски зданий отдельного района способствует более четкой его идентификации, отличию от других районов.
При этом роспись стен зданий, которые в силу обстоятельств и исторических причин оказались композиционнсти восполняет дефицит формы
так например разрушенные в войну дома Берлина в ожидании реконструкции украшались фигурными или абстрактными росписями, брандмауэр одного из домов в Лионе изображал перспективу улицы и удаляющуюся молодую женщину с девочкой. При обновлении росписи через пятнадцать лет художники изобразили на том же месте взрослую девушку, заботливо поддерживающую постаревшую маму. Такая суперграфика, никому конкретно не адресованная, делает тем не менее, более теплыми гуманными отношения обитателей города.
Композиционно независимая цветовая отделка многоэтажных секционных зданий с обширными плоскими графическими фасадами снимает унылое однообразие ортогональности индустриальной архитектуры, хотя и здесь вряд ли следует переходить границу,отделяющую архитектуру от комикса (например в работах архитектора Хундертвассерэ). Правда, по большей части эти эксперименты выглядели как способ погашения голода по оригинальным,пластичным объемным формам, которые удачно имитируются цветом.
В связи с появлением во множестве городских сооружений сложной конфи -урации наблюдается возврат к использованию цвета в его тектонических функциях, т.е. с фронтальной демонстрацией вертикализма, соотношения тяжелое—легкое, характера вписанности в колористику окружения
Профессиональные истоки суперграфики заложены в свойствах человеческой натуры, желании не допускать визуального вакуума бытия, наполняя его подобными себе существами и нужными предметами, пусть даже только в изображениях.
Вплоть до эпохи готики пост'античные изобразительные искусства Европы были неотделимы от стены; переход к станковой живописи и скульптуре сместил акценты внимания на автономные произведения и оставил стене роль фона.
Современная архитектура и дизайн вернули интерес художников и архитекторов к стеновой поверхности в качестве носителя графических впечатляющих образов как в интерьере, так и во внешнем благоустройстве.
Городская архитектура переживает сейчас в этом смысле настоящую колористическую революцию, и дизайнер должен учитывать эти эстетические тенденции. К тому же достаточно активно проявляет себя тяга к стенописи со стороны, так сказать, андерграунда, породившая специфический вид неофициального искусства — граффити.Это детище современной урбанистики (в ее социальных аспектах) существует на грани запретного по характеру своего проявления и последствиям для организованной городской среды, но его появление объективно подготовлено обстоятельствами теневой жизни города, повальным стремлением городской молодежи к экстремальным занятиям.
Граффити уже имеет свою историю (Берлинская стена, Гарлемское гетто...), кумиров, стилистику.В данной лекции нет намерений и возможности углубляться в социальные корни этого явления, поэтому мы обратимся только к фактическим материалам,да и то в очень сжатом изложении сообразно целям подготовки дизайнера.
Поле деятельности творцов граффити — поверхности, раскрашивать которые удается, не привлекая внимания посторонних и органов охраны порядка (в отдельных случаях это оказываются поверхности, добраться до которых можно только с риском для жизни); чаще всего в роли полотен выступают задние стены заполонивших город гаражных боксов и ограды железнодорожных путей в пригородной зоне.