Финансовая политика и фискальная система государства.

Финансы – с одной стороны рассматриваются как процесс образования денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих функций, с другой – это совокупность экономических отношений, возникающих по этому поводу. Финансовые отношения – это денежные отношения, связанные с движением фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему, основными принципами которой являются принципы демократического централизма (распределение центром денежных средств по федерациям) и фискального федерализма (сбор налогов и отправка в центр).

 

Современные финансовые системы имеют 3 уровня:

· Финансы государства

· Финансы фирм

· Финансы домашних хозяйств

 

Бюджетная система: представлена трехуровневой системой:

· Федеральная

· Региональная

· Местная (город, поселок)

Денежные средства, которые поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления на безвозмездной и безвозвратной основе составляет доходы государственного бюджета. Складываются они из налоговых и не налоговых поступлений. К не налоговым относятся поступления в результате продажи государственного имущества (приватизация), штрафы.

К расходам госбюджета относятся – расход на оборона, финансирование государственного аппарата, народного хозяйства, социально-культурные мероприятия и др.

 

Посредством фискальной политики регулируются государственные расходы и налогообложение. Фискальная политика может быть дискреционная и не дискреционная.

Дискреционная – это сознательное целенаправленное изменение в области государственных расходов и налогов. Не дискреционная – автоматическая фискальная политика, которая основана, на сборе подоходного налога, косвенных налогов, трансфертов (безвозмездные выплаты) которые приводят к автоматическому увеличению или уменьшению налоговых поступлений и государственных расходов.

Бюджетная система в стране может быть представлена 2 формами: бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Дефицит – расходы превышают доходы. Профицит – наоборот. Допускается, если бюджетный дефицит не превышает ВВП на 3%.

Для регулирования бюджетного дефицита выделяют 3 основные концепции:

1. Концепция ежегодного балансирования бюджета. Ее суть в том, что сальдо госбюджета должно сводиться к 0. Данная концепция применялся до великой депрессии. Сейчас не применяется.

2. Концепция балансирования в ходе экономического цикла – правительство осуществляет анти циклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет, т.е. во время спада экономики понижаются налоги и увеличиваются государственного расхода. При буме экономики – противоположные.

3. Концепция функциональных финансов – согласно ей финансовое регулирование состоит в сбалансированности экономики и макроэкономической стабилизации.

Основные задачи экономической концепции – понижение и устранение безработицы и увеличение производства. Что приведет к повышению налоговых поступлений.

Бюджет – закон, принимаемый на период времени от года до 3 в котором зафиксированы «правила игры» субъектов хозяйствования.

Бюджеты: местный, региональный, федеральный (свод всех бюджетов).