Виды административных наказаний
Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания орган, налагающий взыскание, учитывает следующее:
· характер совершенного правонарушения;
· личность правонарушителя;
· степень вины правонарушителя,
· имущественное положение правонарушителя;
· обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Кроме этого законодательством предусмотрены основные и дополнительные наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания.
Виды административных наказаний установлены ст. 3.2. КоАП РФ:
Виды административных наказаний | Статья КоАП РФ[31] | Применяются к физическим лицам | Устанавливается и применяться только в качестве основных административных наказаний | Применяются к юридическим лицам |
Предупреждение | Ст. 3.4 | + | + | + |
Административный штраф | Ст. 3.5 | + | + | + |
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения | Ст. 3.6 | + | + | |
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения | Ст. 3.7 | + | + | |
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу | Ст. 3.8 | + | + | |
Административный арест | Ст. 3.9 | + | + | |
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства | Ст. 3.10 | + | ||
Дисквалификация | Ст. 3.11 | + | + | |
Административное приостановление деятельности (введено Федеральным законом от 09.05.05 N 45-ФЗ) | Ст. 3.12 | + | + |
Давность привлечения к административной ответственности установлена ст. 4.5 КоАП РФ:
1. При совершении одномоментного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
2. За нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, валютного законодательства РФ актов органов валютного регулирования, законодательства РФ об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – 1 года со дня его обнаружения.
4. В случае отказ в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения - срок исчисляться со дня принятия решения.
Статьей 4.6. КоАП РФ установлен годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
Законодательством (раздел III КоАП РФ) предусмотрены органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а разделом IV КоАП РФ регламентируется производство по делам об административных правонарушениях. Так, например, ст. 24.1. КоАП РФ предусматривает, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Дополнительно
Ø размеры штрафа
Ø Досудебный порядок обжалования решения инспекции применяется только по решениям, принятым после 31 декабря 2008 г. Письмо Минфина России от 23.07.2009 N 03-02-07/1-381С 1 января текущего года вступили в силу изменения в ст. 101.2 НК РФ, регламентирующую порядок обжалования решений налогового органа. В соответствии с п. 5 действующей редакции данной статьи решение инспекции о привлечении или решение об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение может быть оспорено в суде только после обжалования в вышестоящем налоговом органе. Причем указанное положение применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г. Как указал Минфин, это означает, что процедура досудебного обжалования обязательна только для тех решений инспекции, которые были приняты начиная с 1 января 2009 г. Соответственно, если решение было подписано раньше, его можно оспорить сразу в суде, даже при условии проведения судебного разбирательства уже в 2009 г.
Статья 3.5. Административный штраф (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году;
4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года;(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.(п. 5 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ)
2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
Тема 11. Понятие преступления
и уголовная ответственность
за совершенное преступление(2009)