V поведенческая.
V ценностная,
V познавательная,
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
v мироощущение,
v мировосприятие,
v миропонимание.
2.4. Предфилософия: первые исторические
формы мировоззрения
Различные эпохи углубляли познание, открывая все новые горизонты видения мира.
Обогащалось обыденное (эмпирическое) мировоззрение, на основе которого постепенно формировались все более сложные структуры.
Важнейшие из них:
· миф,
· религия,
· философия,
· наука.
МИФ как форма мировоззрения
Понятие «миф» произошло от греческого слова mythos — повествование, сказание.
МИФ — это упорядоченное, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.
Важнейшими формами этой систематизации являются: эпос, сказки, легенды, предания, посредством которых в первую очередь и передаются мифы.
РЕЛИГИЯ - другая форма мировоззрения, исторически предшествовавшая философии.
Слово «Религия» - происходит от латинского religio, что означает благочестие, набожность, святыня.
Религия, как и миф, в своей основе имеет веру, чувства, эмоции.
Зачатки религии обнаруживаются на самых ранних этапах формирования мировоззрения «человека разумного», т. е. около 40–60 тыс. лет тому назад: заметно усиливается способность человека к абстрактному мышлению.
РЕЛИГИЯ – это и мировоззрение, и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, «высший разум», некий абсолют и т. п. ). Вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания.
Постепено зарождались монотеистические религии (от греч. mono — один и theos — бог):
· иудаизм (VII в. до н. э.),
· буддизм (VI-V вв. до н. э.),
· христианство (I в.),
· ислам (VII в.).
2.5. Рождение ФИЛОСОФИИ как формы мировоззрения
Итак, к VII-VI вв. до н. э. мировоззрение людей существенно усложнилось: появилась способность и реальные основания к абстрактному теоретическому мышлению.
Около 2500 лет тому назад в Европе и в Азии практически одновременно сложились необходимые предпосылки для появления третьей формы мировоззрения — ФИЛОСОФИИ, которая, в отличие от мифа и религии, давала объяснения миру, опираясь не столько на веру и чувства, сколько на разум и знания.
ФИЛОСОФИЯ возникла примерно в одно и то же время в Индии, Китае и Древней Греции прежде всего как способ рационального постижения мира.
К этому времени миф и религия не могли справиться и с обобщением, систематизацией, передачей другим поколениям заметно возросшего и усложнившегося опыта и знаний.
Впервые появились философы, которые учили формулировать вопросы и искать на них ответы, обращаясь прежде всего к здравому смыслу и силе своего интеллекта.
Все большую роль стали играть знание, разум, аналитическое мышление.
Так сформировалась принципиально новая область знания, чувствования, видения и понимания мира, имя которой — философия.
ФИЛОСОФИЯ — это не только форма мировоззрения того или иного человека, но и форма общественного сознания, духовная деятельность, в которой отражаются общие принципы бытия и познания людей, их отношение к миру, вскрываются и формулируются наиболее общие законы природы, общества и мышления.
То есть — это обобщенная система взглядов на мир и место в нем человека.
2.6. Структура философского знания
выражена важнейшими ее компонентами:
ü онтология — учение о сущем, о бытии;
ü гносеология— теория познания;
ü социальная философия — учение об обществе;
ü этика — учение о морали;
ü аксиология — учение о ценностях;
ü философская антропология — учение о человеке и др.
В философии сложились свои подходы и методы, система категорий — наиболее общих, предельных понятий, в которых отражаются самые существенные связи, свойства и законы, касающиеся природы, общества, мышления.
При этом и каждый раздел или направление в философии имеет также свой понятийный аппарат, т. е. систему категорий, присущих только данной области знания и раскрывающих их основную суть.
Наряду с рассмотренными темами в философии имеют место и такие области знания, которые как бы «пронизывают» все остальные, органично сочетаясь с ними и дополняя их.
Таковой является, например, ДИАЛЕКТИКА — философское учение о движении, развитии и изменениях, происходящих в природе, обществе, человеке и его мышлении.
В силу объективных причин отдельные области философского знания получили значительное развитие и со временем сложились как самостоятельные философские дисциплины.
К таковым можно отнести, например, ЛОГИКУ — науку, изучающую формы, законы и приемы мышления, с помощью которых человек осуществляет познание; ЭТИКУ — учение о нравственности, морали; ЭСТЕТИКУ — науку о прекрасном, о сущности и формах творчества по законам красоты и др.
Особого упоминания заслуживает ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — дисциплина, которая по существу является не столько философской, сколько исторической, но также входит в структуру философского знания, ибо изучает зарождение, становление и развитие философской мысли, эволюцию и характер философских идей с точки зрения того, как они представлены в учениях различных философов, школ, течений, направлений.
2.7. «Основной вопрос философии»
Правомерность постановки вопроса
У каждого изучающего философию рано или поздно закономерно возникает интерес к тому, есть ли в философии такие вопросы, проблемы, которые по отношению ко всем остальным были бы первостепенными, т. е. наиболее важными, главными, основными.
Действительно, трудно найти философа, который бы никак не обнаружил своего отношения к тому, что являют собой сознание, мышление, дух, идеальное и как они соотносятся с материей, природой, бытием, или, например, не усомнился бы в своих «мудрствованиях», рассуждениях и выводах.
Это обстоятельство и дало в свое время основание Ф. Энгельсу (1820–1895) сформулировать так называемый «основной вопрос философии», в котором выделяется две стороны.
Первая из них касается соотношения материального и идеального.
Вопрос ставится так: «Что первично, материя или дух (сознание)?» или, как сказал сам Ф. Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Вторая сторона тесно связана с первой и формулируется следующим образом: «Познаваем ли мир?» Другими словами: «Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?»
Материалисты и идеалисты
В зависимости от того, как те или иные философы отвечают на первую часть вопроса, их делят на материалистов (кто полагает, что мир изначально материален, а сознание — порождение этой материи) и идеалистов (которые считают, что в основании мира находится нечто идеальное, предшествующее материи и создающее ее).
При этом различают две разновидности идеализма — объективный и субъективный идеализм.
Тех, кто началом всего сущего признает нечто нематериальное и независящее от человеческого сознания (т. е. существующее объективно) — это может быть Бог, мировой разум, идея, вселенский дух и т. п. , — относят к объективным идеалистам.
В истории философии таковыми бесспорно признаются Платон, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.
В случае, когда мир рассматривается лишь только через призму индивидуального (субъективного) сознания, говорят о субъективном идеализме, яркими представителями которого являются Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г Фихте.
Материалистических школ и течений в истории философии обнаруживается тоже достаточно много.
Рассматривая последующие эпохи, можно выделить:
· антропологический материализм (Л. Фейербах);
· вульгарный материализм (Фогт, Бюхнер, Молешотт);
· диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) и др.
2.8. Основные функции философии
Решая те или иные проблемы, формулируя законы, определенные принципы или выдвигая гипотезы, идеи и теории, философия вместе с тем выполняет различные ФУНКЦИИ, важнейшие из которых:
· мировоззренческая,
· познавательная,
· методологическая,
· интегративная,
· культурологическая,
· аксиологическая,
· этическая и др.
Все они тесно взаимосвязаны, а роль и значение каждой из них определяются в зависимости от сферы приложения философии, от уровня и характера решаемых ею задач.
3. ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)
· Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.
· Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.
· Обучить принципам «мудрой жизни» (т.е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т.д.).
· Укрепить внутренний и духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.
· Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.
· Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.
· Научить познанию будущего.