Железнодорожного транспорта.
Лопатой с нижней погрузкой в средства
Проведение траншей на полное сечение механической
Проходки траншей.
Транспортный способ
Для проходки траншей транспортным способом применяют механические лопаты, драглайны , а также многочерпаковые экскаваторы. Транспорт обычно используется тот же, что и во время эксплуатации карьера. Для интенсификации строительства карьеров с большим объемом горно-капитальных работ применяют транспорт, отличный от основного.
Транспортные способы проходки траншей предусматривают применение механических лопат по следующим схемам разработки:
- сплошным забоем с нижней погрузкой;
- сплошным забоем с верхней погрузкой;
- послойный способ проходки траншей.
-
Применение данной схемы возможно как в скальных, так и в мягких породах.
Так как рабочие параметры механической лопаты не позволяют ставить в тупик под погрузку более одного думпкара, то поступающие под погрузку железнодорожные составы расформировывают и подают к экскаватору по одному думпкару. Для производства маневровых операций с думпкарами, укладывают выставочный тупик. Такие тупики снижают простой подвижного состава и позволяют увеличить коэффициент экскаватора во времени. Несмотря на это, простои экскаватора при обмене думпкаров занимают большую часть времени и его производительность по сравнению с работой в боковом забое снижается:
- при проведении однопутных траншей в мягких породах на 50%;
- в скальных породах на 60%;
- при проведении двух путных траншей в мягких породах на 30%;
- в скальных на 40 %.
а). Минимальная ширина дна траншеи при погрузке в думпкары расположенные с одной стороны экскаватора определяется:
где - радиус поворота кузова экскаватора, м;
- зазор между экскаватором и бортом траншеи, м;
- просвет между кузовом экскаватора и горизонтом его установки;
- зазор между вагоном и экскаватором с одной стороны и между вагоном и боротом водоотливной канавы с другой стороны;
- габарит пути, м;
- ширина водоотливной канавы.
б). Минимальная ширина дна траншеи при погрузке в думпкары расположенные с двух сторон экскаватора определяется:
в). При тупиковой погрузке в думпкары:
Однако такая схема погрузки нерациональна, так как рабочие параметры экскаватора не позволяют полностью загрузить вагон.
На Бажановских асбестовых карьерах была применена проходка траншей сплошным забоем двумя спарено работающими экскаваторами с погрузкой в думпкары.
Забойным экскаватором №1 складировалась порода позади него в виде конуса, а погрузочным экскаватором №2 её черпали из навала и грузили в составы из 3-4 вагонов без расформирования. При подаче состава экскаватором №1 загружался последний вагон, а экскаватором №2 одновременно грузили породу в первый вагон. После загрузки этих вагонов состав останавливается таким образом, чтобы экскаватором №2 последовательно загружались остальные вагоны, а экскаватор №1 в это время перегружает породу из забоя в навал. Спаренная работа экскаваторов может оказаться целесообразной при проходке широких разрезных траншей небольшой длины, когда необходима форсированная проходка.
Преимущества проходки траншей сплошным забоем с нижней погрузкой в средства железнодорожного транспорта:
- возможность проходки траншей сразу на полное сечение;
- возможность использовать экскаваторы с нормальными рабочими параметрами;
- взаимозаменяемость проходческого и эксплуатационного оборудования;
- возможность достижения скорости проходки 100 – 120 м/мес.
Недостатки:
- низкий коэффициент использования выемочно-погрузочного и транспортного оборудования;
- сложная схема организации транспорта;
- большой объем путевых работ; сложность БВР;
- высокая стоимость проходческих работ.
Несмотря на это рассматриваемый способ является основным при проходке траншей в крепких породах.