Основные методы оценки качества продукции
Укрупненные и дифференцированные группы свойств продукции
Показатели надежности и транспортабельности
|
Показатели экономного расходования ресурсов при работе изделия
|
Показатели технологичности
|
Социально-ориентированные показатели качества продукции
|
Обобщающие организационно-экономические показатели
|
Показатели назначения включают в себя:
- классификационные показатели;
- показатели функциональной и технической эффективности;
- конструктивные показатели;
- показатели состава и структуры продукции
|
Показатели надежности и транспортабельности включают в себя:
- показатели, характеризующие безотказность;
- показатели долговечности;
- показатели ремонтопригодности;
- показатели сохраняемости;
- показатели транспортабельности;
- обобщенные показатели надежности
|
Показатели экономного расходования ресурсов включают в себя:
- коэффициент полезного действия (КПД);
- показатели удельного потребления энергии;
- показатели экономичности потребления изделием материальных и трудовых ресурсов
|
Показатели технологичности включают в себя:
- показатели трудоемкости;
- показатели материалоемкости;
- показатели себестоимости;
- показатели технической информационной совместимости, взаимозаменяемости и др.
|
Социально-ориентированные показатели включают в себя:
- эргономические показатели;
- экологические показатели;
- эстетические показатели;
- показатели безопасности
|
Обобщающие организационно-экономические показатели включают в себя:
- показатели стандартизации и унификации;
- патентно-правовые показатели;
- экономические показатели;
- комплексный показатель качества
|
При оценке качества продукции учету подлежат три базовые составляющие качества:
1. технический уровень, который обусловливает техническое совершенство продукции;
2. качество изготовления;
3. качество эксплуатации.
Основные методы оценки уровня качества продукцииделятся:
а) по способам получения информации:
- измерительный;
- регистрационный;
- органолептический;
- расчетный;
б) по источникам получения информации:
- традиционный;
- экспертный;
- социологический.
Основан на информации, получаемой с использованием измерительных средств(применяется при наличии реального объекта)
|
Использует информацию, получаемую на основе подсчета (регистрации) числа определенных событий. Метод используется для оценки показателей экономичности, технологичности, стандартизации, унификации
|
Базируется на информации, получаемой посредством использования органов чувств человека - зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. Метод применяется в основном для оценки качества предметов широкого потребления, а также для определения эргономичности и эстетичности продукции
|
Использует теоретические или экспериментальные зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Применяется он при проектировании новых образцов продукции до создания опытного образца для определения различных функциональных характеристик продукции
|
Информация о показателях качества формируется в процессе испытаний продукции в условиях, максимально приближенных к реальным.
|
Оценка качества продукции осуществляется на основе решения, принимаемого группой экспертов, включающей специалистов различных смежных областей.
|
Это сбор и анализ мнений потенциальных потребителей о качестве продукции путем получения интервью, заполнения анкет и др.
|
В ходе исследований было выявлено, что при оценке уровня качества продукции чаще всего используют метод аналогов. При этом сначала формулируют цель такой оценки и определяют соответствующую номенклатуру показателей качества. Затем выбирают аналог продукции - "базовый образец", имеющий одноименные показатели качества, и назначают метод сравнения значений показателей. Далее находят значения показателей качества рассматриваемой продукции и сравнивают их со значениями показателей качества аналога. По результатам сравнения принимают решение о достигнутом уровне качества продукции.