Основные методы оценки качества продукции

Укрупненные и дифференцированные группы свойств продукции

Показатели назначения
Показатели надежности и транспортабельности
Показатели экономного расходования ресурсов при работе изделия  
Показатели технологичности
Социально-ориентированные показатели качества продукции
Обобщающие организационно-экономические показатели
Показатели назначения включают в себя: - классификационные показатели; - показатели функциональной и технической эффективности; - конструктивные показатели; - показатели состава и структуры продукции
Показатели надежности и транспортабельности включают в себя: - показатели, характеризующие безотказность; - показатели долговечности; - показатели ремонтопригодности; - показатели сохраняемости; - показатели транспортабельности; - обобщенные показатели надежности
Показатели экономного расходования ресурсов включают в себя: - коэффициент полезного действия (КПД); - показатели удельного потребления энергии; - показатели экономичности потребления изделием материальных и трудовых ресурсов
Показатели технологичности включают в себя: - показатели трудоемкости; - показатели материалоемкости; - показатели себестоимости; - показатели технической информационной совместимости, взаимозаменяемости и др.
Социально-ориентированные показатели включают в себя: - эргономические показатели; - экологические показатели; - эстетические показатели; - показатели безопасности
Обобщающие организационно-экономические показатели включают в себя: - показатели стандартизации и унификации; - патентно-правовые показатели; - экономические показатели; - комплексный показатель качества

 

 

При оценке качества продукции учету подлежат три базовые составляющие качества:

1. технический уровень, который обусловливает техническое совершенство продукции;

2. качество изготовления;

3. качество эксплуатации.

Основные методы оценки уровня качества продукцииделятся:

а) по способам получения информации:

- измерительный;

- регистрационный;

- органолептический;

- расчетный;

б) по источникам получения информации:

- традиционный;

- экспертный;

- социологический.

 

 

Измерительный метод
Регистрационный метод
Органолептический метод
Расчетный метод
Экспертный метод
Социологический метод
Основан на информации, получаемой с использованием измерительных средств(применяется при наличии реального объекта)
Использует информацию, получаемую на основе подсчета (регистрации) числа определенных событий. Метод используется для оценки показателей экономичности, технологичности, стандартизации, унификации  
Базируется на информации, получаемой посредством использования органов чувств человека - зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния. Метод применяется в основном для оценки качества предметов широкого потребления, а также для определения эргономичности и эстетичности продукции  
Использует теоретические или экспериментальные зависимости показателей качества продукции от ее параметров. Применяется он при проектировании новых образцов продукции до создания опытного образца для определения различных функциональных характеристик продукции  
Информация о показателях качества формируется в процессе испытаний продукции в условиях, максимально приближенных к реальным.  
Традиционный метод
Оценка качества продукции осуществляется на основе решения, принимаемого группой экспертов, включающей специалистов различных смежных областей.
Это сбор и анализ мнений потенциальных потребителей о качестве продукции путем получения интервью, заполнения анкет и др.  

 

 

В ходе исследований было выявлено, что при оценке уровня качества продукции чаще всего используют метод аналогов. При этом сначала формулируют цель такой оценки и определяют соответствующую номенклатуру показателей качества. Затем выбирают аналог продукции - "базовый образец", имеющий одноименные показатели качества, и назначают метод сравнения значений показателей. Далее находят значения показателей качества рассматриваемой продукции и сравнивают их со значениями показателей качества аналога. По результатам сравнения принимают решение о достигнутом уровне качества продукции.