Комплексная программа смены.

Деятельность вожатого – от малого к большому: дело – день – период – смена.

Деятельность вожатого имеет два больших направления – работа на отряде и работа в масштабах всего лагеря. Но и в том, и в другом случае принцип деятельности подчиняется одному требованию – от малого к большому:

ДЕЛО – ДЕНЬ – ПЕРИОД - СМЕНА

Каждое дело способствует достижению целей смены. Принцип же составления программы подчиняется требованию противоположному – от большого к малому.

Подробнее, говоря о программировании смены, схему можно расписать следующим образом:

1. Пишется комплексная программа смены.

2. Общеизвестно, что лагерная смена делится на три периода: организационный, основной, заключительный. Нужно четко понимать, какие именно цели и ожидаемые результаты, поставленные и заявленные в программе смены, должны быть достигнуты и, соответственно, получены в каждый из периодов. С помощью каких мероприятий. Какой этап развития сюжетной линии приходится на каждый из периодов.

3. Определившись с комплексной программой, разбив её на периоды, осознав, какой цели нужно добиться в каждый из них, составляется план-сетка смены.

4. Зная профиль смены, сюжетную линию, имея план-сетку, логично и просто перейти к подробному прописанию ключевых общелагерных мероприятий.

5. Имея план-сетку мероприятий общих, программу смены, можно писать программу работы для отряда, учитывая возрастные особенности конкретной категории детей.

6. И завершающим аккордом в программировании смены является подробная подготовка всех отрядных дел.

Когда мы берем в руки книгу и хотим найти в ней какую-либо информацию, то первым делом заглядываем в содержание. Поэтому удобно составить для программы информационную карту. Она отражает основные положения программы, содержит всю необходимую информацию о ней, обеспечивает удобство навигации.

Для того, чтобы рассуждения о правилах написания программы смены не были абстрактными, рассмотрим программу конкретной профильной смены.

Что такое профильная смена? Профильная смена помимо сюжетной линии и общей тематики мероприятий обязательно имеет образовательный компонент и ориентирована на конкретную категорию детей («трудные» подростки, дети, одаренные в какой-либо сфере, дети из социально незащищенных семей и т.п.). Но для того, чтобы смена называлась профильной, недостаточно придумать, для какой категории детей вы делаете смену. Универсальных программ не бывает. Нужно четко представлять, для кого и зачем. Примеры тематики профильных смен:

- гуманитарная,

- компьютерная,

- языковая,

- лидерская,

- экологическая,

- военно-патриотическая,

- экономическая,

- творческая и т.п.

Важным замечанием является тот факт, что данный шаблон изменяет свое наполнение в зависимости от требований предъявляемых к заявленной вами программе, желательно проработать все пункты данного шаблона для более полного раскрытия сущности программы.

 

1. Общие данные
1.1. Полное наименование программы Профильная смена «Человек – проблемы, взаимосвязь, закономерности»
1.2. Авторы программы Педагогический отряд «Солнышко» на базе математического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева Дунаева Т.В. – кандидат биологических наук, методист Учебного образовательного центра г. Саранск Петров Н.К. – доцент кафедры психологии МГУ
Программы профильные, включающие образовательный компонент, подразумевают наличие спецкурсов и мастер-классов по соответствующему профилю. Поэтому помощь специалистов, даже консультативная, не просто не будет лишней, а даже необходима. Если программа не предусматривает привлечение таких специалистов в качестве преподавателей спецкурсов, и провести их решено своими силами, не ленитесь показать профессионалам готовые программы занятий. Грамотный педагог сразу укажет на слабые места. И, конечно, присутствие «громких» фамилий в информационной карте программы только повысит её «цену».
1.3. Руководители программы Иванушкина А.П. – командир педагогического отряда «Солнышко»
Руководитель – не обязательно командир, но это обязательно человек, несущий персональную ответственность за каждую букву в программе.
2. Описание программы
2.1. Категория участников Учащиеся 6-10 классов республиканских образовательных учреждений, проявившие способности в академической (успеваемость), интеллектуальной (победы в предметных олимпиадах), творческой (дарования в гуманитарных областях) сферах и имеющие медицинские показания для санаторного лечения.
2.2. География участников Города и районы Республики Мордовия
2.3. Специализация программы Изучение Человека как высшего существа животного мира, с точки зрения естественных и гуманитарных наук.
2.4. Цель программы 1. Укрепление здоровья одаренных детей РМ 2. Дополнительное образование детей этой категории в области наук, связанных с всесторонним изучением Человека, его места и способов выживания в условиях современного мира (биология, биофизика, косметология, физическая культура, психология), творческое развитие путем привлечения научно-интеллектуального потенциала РМ. 3. Разработка серии мероприятий, посвященных всестороннему изучению Человека в территориях РМ 4. …
Чаще всего при написании программ, план-сеток, концепций смен, как раз пункт «Цели и задачи» вызывает у авторов неприязнь и нежелание думать. И совершенно напрасно. Для постановки конкретных целей концепции детского лагеря прежде всего нужно знать основные функции лагеря: 1. Социальную – это накопление социального опыта участия в общественной жизни, в труде, в коллективе. 2. Коммуникативная – это развитие навыков общения у ребят, умение жить в коллективе, быть в ладу с самим собой, со своей природой. 3. Развивающая, образовательная, воспитательная – это развитие познавательной активности детей и подростков, их эрудиции, сообразительности, приобретение практических навыков в разнообразной деятельности. 4. Досуговая – это воспитание культуры свободного времени. Предоставление детям свободы выбора своего досуга, возможность удовлетворять свои различные интересы, запросы в целях саморазвития и личностного роста. Это не список для выбора. Детский оздоровительный лагерь, независимо от реализуемой в нём программы, должен выполнять все эти функции. Поэтому цели и задачи программы должны быть поставлены таким образом, чтобы их реализация способствовала достижению вышеперечисленных функций. Итак, каковы же цели программы? Можно предложить следующий вариант. Есть готовый список целей и задач: - для физической закалки и укрепления здоровья; - для развития кругозора и интеллекта детей; - для развития творческих способностей детей; - для эстетического развития; - для развития коммуникативных навыков, общения, приобретения новых друзей; - для познания и приобщения детей к природе; - для приобщения детей к туризму; - для самовыражения личности ребенка; - для того, чтобы родители немного отдохнули от своих детей; - для смены обстановки ребенком и пополнения новыми впечатлениями; - для того, чтобы ребенок стал более самостоятельным; - для того, чтобы дети не болтались без дела в городе, а были на свежем воздухе под присмотром взрослых. Из перечисленных предложений каждый разработчик программы лагеря выбирает 3 наиболее значимых для него и проставляет их по порядку. Затем путем простого подсчета голосов определяются приоритетные в данном педколлективе цели детского летнего лагеря. Из этого можно сделать выводы о том, какие ценности определили для себя будущие вожатые, воспитатели, словом, все те, кому предстоит строить политику лагеря, и на что будут направлены основные усилия педагогов.
2.2. Ожидаемые результаты Возникновение рабочих групп из числа детей-участников и руководителей из территориальных муниципальных учреждений для проведения серии мероприятий, посвященных всестороннему изучению Человека, его места в современном мире. Поддержка и укрепление здоровья детей-участников профильной смены
2.4. Сроки проведения 28 декабря 2004г. - 17 января 2004г.
2.5. Место проведения Московская область, детский санаторий «Васильевское». (Приложение 1)
Приложение 1 должно содержать полное описание базы лагеря: местонахождение, условия размещения, инфраструктура, лечебная база и т.д.
2.6. Возраст участников 11-15 лет включительно
2.7. Количество участников 100 человек
2.8. Официальный язык Русский
3. Компоненты программы
3.1. Оздоровительный Медицинские процедуры по назначению врача, работа психолога, общеукрепляющие мероприятия, в том числе - спортивные игры на свежем воздухе и занятия в бассейне.
Оздоровительный компонент должен отражать не представления составителей программы о том, как должна быть построена оздоровительная работа в лагере, а из реальных возможностей базы.
3.2. Обучающий Проведение спецкурсов: - «Здоровье и здоровый образ жизни», - «Биофизика Человека», - «Модель биокомпьютера. Нейросети ХХI века » - «Твой образ», - «Будь сильным», - «Основы конструктивного общения». (Приложение 2)
Выбирая спецкурсы для программы, необходимо делать поправку на то, что не все дети приедут в лагерь по профилю, это допустимая погрешность на блат, родственников и недобросовестность при распределении путевок, поэтому в смене обязательно будут дети, которые попали туда, совершенно не подозревая, что в лагере есть какая-то программа. И уж тем более, эти дети не собираются заниматься микробиологией или физикой химических процессов. Да и заниматься специализацией целый день очень утомительно. Актуально в любую профильную смену включать спецкурсы по разговорному английскому и компьютерной грамотности. Наличие этих или других «универсальных» спецкурсов обеспечит занятость и заинтересованность всех категорий детей, попавших в ваш лагерь. Приложение 2 должно содержать не тексты лекций и упражнения для практических занятий, но подробную программу каждого курса.
3.3. Развивающий Развлекательно-развивающая программа в форме сюжетно-ролевой игры «Наша Земля». (Приложение 3)
Приложение 3- это и есть непосредственно концепция лагерной смены. Полное название: "НАУЧНЫЙ ЦЕНТР LZ-2105" Педагогическая программа смены в форме информационной сюжетно-ролевой игры. Если сюжетная концепция смены служит приложением к комплексной программе, то цели и задачи прописывать не нужно. Если же она пишется автономно, то, не начиная нумерацию, перечислить цели. 1. Сюжетная основа Здесь нужно подробно расписать ту сюжетную оболочку, которую вы придумали для своей программы смены. Сюжет не обязательно должен быть сказочным, он может быть основан и на реальных, и на исторических событиях. Примеры основ для сюжетной линии: - съёмки фильма или передачи, где участники смены являются членами съёмочной группы или, наоборот, участниками («Последний герой», «Фабрика звезд» и т.п.); - фестиваль или конкурс рекламных компаний, телеканалов и т.п.; - жизнь города, республики, государства, острова, континента, царства – вымышленных или реальных, древних, современных или из фантастического будущего; - разработка какого-либо проекта или обучение в институте, академии, исследовательском институте и т.д.; - сюжеты из известных произведений фантастов и сказочников - Сергей Лукьяненко, Джон Толкиен, Ник Перумов, Роберт Желязны, Василий Головачев, Владимир Васильев, Дмитрий Емец, Макс Фрай, Роберт Сальваторе, Кир Булычев и т.д.; - путешествия – по странам, сказкам, временам и т.п. Помимо самой идеи сюжетная основа должна содержать: - предысторию – что привело в возникновению именно этого государства, или съёмке именно этого фильма, или разработке именно этого аппарата и т.п.; - логику развития сюжета – что участники смены должны совершить за период смены, какие этапы пройти, что найти, к чему прийти, кого спасти и т.д. Вы должны знать про свою сюжетную основу абсолютно всё, быть готовыми ответить на любой вопрос детей. 2. Терминология Здесь нужно быть предельно достоверными, если программа основана на реальных событиях или произведениях. Если у вас царство, то исключена президентская система правления, если Древняя Русь, то неактуальны термины отряд, вожатый и т.п. 3. Основные этапы смены: Оргпериод 1 – 3 день Основной период 4 – 18 день Заключительный период 19-21 день Желателен перечень основных мероприятий периода. 4. Система детского самоуправления Если вы решили, что системе детского самоуправления быть, то обязательно продумайте следующие моменты: - она должна согласовываться с выбранной сюжетной основой и логически и в терминах, - она должна быть реальной, а не номинальной, то есть каждая должность должна быть необходимой, иметь четко очерченный функционал, работать на достижение конкретной цели, - она должна иметь продуманную программу демократичных публичных выборов, - вы должны четко представлять, как именно вы донесете до каждого (!) ребенка в лагере, что такое система самоуправления, зачем она нужна, как она будет работать, чем будет заниматься каждый член этой системы и с каким вопросом к нему можно обратиться. 5. Рейтинговая система Здесь важно, чтобы система: - была объективной, то есть абсолютно все категории детей, не зависимо от возраста, пола, степени активности, должны участвовать в ней с равными шансами на победу; - имела четкую систему начисления баллов, денежных единиц, звездочек и т.п., учитывающую абсолютно все сферы деятельности участников смены; - имела конкретную конечную цель, к достижению которой у детей был бы стимул стремиться. 6. План-сетка: включает в себя так же информационные карты мероприятий лагерной смены, с их описанием целями, задачами, принципом организации и планом проведения (сценарием). 7. Замечания, дополнения

 

Пример информационной карты мероприятия