Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания», необходимость его введения в рамках современного вузовского образования.

Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания», необходимость его введения в рамках современного вузовского образования.

2. Возникновение естествознания, основные причины его развития. Мировоззрение и естествознание, основные моменты взаимоотношений.

3. Проблема двух культур: гуманитарной и естественнонаучной, и их единство.

 

На протяжении всей истории развития общества основу образования составляли знания о природе, знания о человеке и знания об обществе. Очевидно, эти три составляющие образования взаимосвязаны: природа породила человека, а люди образуют общество. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841—1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие... Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».

Длительная история развития цивилизации показывает, что далеко не всегда, а вернее, никогда названные элементы разных по форме и содержанию образовательных систем не находились в полном и стройном развитии, т.е. не составляли гармонического единства. Так, в древние времена знания о природе — естественно-научные знания — носили описательный, умозрительный, натурфилософский характер. Основное внимание уделялось знаниям о человеке.

Древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 470—399 до н.э.) полагал, что единственная функция знаний — это самопознание, т.е. интеллектуальный, нравственный и духовный рост человека. Его современник, древнегреческий философ Протагор (ок. 480—410 до н.э.), утверждал, что цель знаний — сделать деятельность человека более успешной и эффективной. Однако из утверждений древнегреческих философов не следует, что знания обладают полезностью, заключающейся в умении и навыках. Считалось, что приобрести умения и навыки можно только поступив в обучение или накопив собственный опыт. Вплоть до начала XVIII в.

в английском языке понятие «ремесло» выражалось словом «mystery», означающее «таинство», не только потому, что обладавший секретом того или иного ремесла давал клятву не раскрывать секретов, но и потому, что ремесло было недоступно для человека, не прошедшего обучение у мастера и не перенявшего на практике его тайн.

На Руси уже в XIV в. возникла уникальная общность вольных мастеров, известная под названием «артель». В отличие от подобного рода общностей на Западе, артель была не только и не столько коммерческим объединением мастеров узкого профиля в современном представлении, а скорее общностью единоверцев, исповедующих законы свободы и справедливости. Будучи своеобразной формой общественного труда, артель определяла правила жизни, влияла на образ жизни каждого, воздавая ему по делам его и по делам его рода. Ценность личности определялась принадлежностью к роду мастеров.

С развитием естественно-научных знаний, когда начиная с XVIII в. открываются первые фундаментальные законы природы с последующим их практическим применением, появляется понятие «технология». Оно происходит от слов techne — искусство, ремесло, logos — понятие, учение, что вместе означает организованное, систематизированное, целенаправленное знание. Для изучения технологий стали создаваться учебные заведения. Первое техническое учебное заведение — Школа мостов и дорог — основано во Франции в 1747 г.; за ним последовали первая Школа сельского хозяйства в 1770 г. и первая Школа горного дела в 1776 г. (обе в Германии). В 1794 г. во Франции был открыт первый технический университет — Политехнический университет, а вместе с ним возникла и профессия инженера. Вскоре в систематизированную отрасль знаний была преобразована медицинская практика.

Вхождение в науку и постижение технологий в России определялось особенностями ее природы и хозяйственного быта вместе со складом характера и ума великороссов, которые, по мнению В.О.Ключевского, «мыслят и действуют, как ходят; кажется, что можно придумать кривее и извилистее великорусского проселка? Точно змея проползла. А попробуйте пройти прямо: только проплутаете и выйдете на ту же извилистую тропу». И вместе с тем «ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс». В русских летописях и сводах древней Руси описывались явления природы: солнечные и лунные затмения, северное сияние, появление комет и метеоритов, грозы, бури, наводнения; вносились сведения технического характера: о видах и устройстве оружия, постройке крепостей и церквей, о литье колоколов и пушек, о часах, о строительстве мостов и т.п. Причем астрономические явления отмечены с «великой точностью». Время донесло до нас имя первого русского ученого, астронома и математика Ки рика Новгородца, написавшего в 1136 г. научный трактат «Учение им же ведати человеку числа всех лет», аналога которому нет ни в древнерусской, ни в византийской, ни в южнославянской литературе. Феодальная раздробленность, татаро-монгольское нашествие и не только эти факторы сдерживали развитие культуры, науки и образования в России. В Европе после изобретения И. Гутенбергом (1399—1468) книгопечатания множились типографии и печатались книги на латинском языке, в то время как на Руси только что налаживалось свое книгопечатание, основанное Иваном Федоровым (ок. 1510—1583), выпустившим в 1584 г. первую русскую печатную книгу «Апостол». Коренной перелом в развитии науки, образования и культуры в России наступил при Петре I (1672—1725).

По мере развития естественно-научных знаний на Западе и прежде всего в Великобритании активизировалось изобретательство, которое привело к тому, что ремесло перестало быть таинством и секретом. Ярким свидетельством перехода от ремесла к технологии является величайший труд «Энциклопедия», изданный в 1751—1780 гг. Дени Дидро (1713—1784) и Жаном Д'Аламбером (1717—1783). В «Энциклопедии» впервые представлены в организованном и систематизированном виде знания о всех ремеслах, что позволило получить специальные знания, не нанимаясь в ученики. Статьи для «Энциклопедии» писали и выдающиеся ученые того времени, в том числе Вольтер (1694—1778), Руссо (1712—1778) и др.

Первые технические школы и «Энциклопедия» выполнили важную задачу: они свели воедино, систематизировали и сделали всеобщим достоянием знания, навыки и секреты различных ремесел, сложившиеся на протяжении тысячелетий. Практический опыт они преобразовали в знания, практическое обучение — в учебники, секреты — в методологию, а конкретные действия — в прикладные науки. Все это послужило базой для бурного развития промышленности — глобального процесса преобразования общества.

Древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н.э.) утверждал: «Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это самый легкий путь и путь опыта — это путь самый горький». Вне всяких сомнений, именно так всегда развивались знания. Однако, если в начале их развития преобладал благородный путь размышления, то в последние столетия определяющим стал путь опыта, эксперимента, практики — самый трудный, но результативный путь познания окружающего мира, ведущий к развитию естественно-научных знаний, а вместе с ними и специализированных, отраслевых знаний, для достижения конкретных результатов, полезных не только самому человеку, но и обществу и способствующих развитию образования. То, что сейчас принято считать истинными знаниями, постоянно доказывает свою значимость и проверяется на практике.

Знания сегодня — это информация, имеющая практическую ценность. В последнее время все чаще говорят о переходе к экономике, основанной на движении не традиционных материальных товаров и ресурсов, а идей и знаний, т.е. информации. Такому переходу способствует развитие информационных технологий, благодаря внедрению которых, например, в США прирост внутреннего валового продукта составил 30%, а объем продаж информационных технологий — около 600 млрд. долларов в год, и в результате информационная отрасль в этой стране опередила авиационную и автомобильную промышленность.

Диктуемое временем стремление к узкой специализации, многопред-метность в средней и высшей школах, перенасыщенность учебных программ — все это ведет к тому, что не только учителя и преподаватели, но и их ученики — будущие специалисты разных отраслей, подобно строителям Вавилонской башни, перестают понимать друг друга. При этом постепенно утрачиваются универсальность и широта образования. Избыточность и излишняя инструктированность информации рождают информационный хаос, который отвращает от знаний и, в свою очередь, порождает невежество. Тогда наступает время, когда, выражаясь словами писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889), «общество, гонимое паникой, отвращается от знания и ищет спасения в невежестве». С потерей универсальности и широты образования теряется возможность быстро усвоить новые знания, связанные с новыми научными технологиями, для освоения которых недостаточно только узкоспециализированных знаний.

В более явном виде и в более сильной форме стала проявляться обособленность естественно-научных и гуманитарных знаний, между ними образовалась огромная пропасть, на которую еще в 50-х годах XX в. обратил внимание английский писатель Чарлз Сноу (1905—1980). По его мнению, общество не может выжить без знаний того дома, в котором оно живет, т.е. без знаний об окружающем мире или, другими словами, без естественно-научных знаний. Однако даже такие знания теряют свою значимость, если общество не в состоянии согласовать свои действия и поведение с фундаментальными законами природы и их следствиями, если общество теряет духовно-нравственные ориентиры. Эту мысль можно продолжить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (р. 1929): «Я убежден: как бы ни возросло человечество за прошедший век в собственных глазах, ему надо вновь сесть за школьную парту. Нужно снова учиться тому, что люди растеряли за годы упоения собственной силой и гордыней, — учиться смирению, умению аскетически ограничивать свои желания, послушанию воле Божией, нравственному образу жизни. Иначе все достижения науки и техники обратят свою силу против нас, а Вавилонская башня человеческого могущества падет, погребая своих строителей под обломками. Труднейшей для каждого из нас будет работа не внешняя, а внутренняя. Евангелие советует нам обратить взор прежде внутрь самих себя».

К пониманию необходимости целостности современного образования, основанного на знаниях о природе, человеке и обществе, пришли многие исследователи как в России, так и в других странах. Пришли разными путями и из разных соображений. И предлагают решить проблему по-разному: одни видят ее решение в гуманитаризации научно-технического образования, а другие — в необходимости естественно-научных знаний для специалистов гуманитарных направлений. При этом те и другие приходят к единому мнению: цель изучения всех дисциплин одна и та же — обеспечить будущность существования человека в биосфере. Однако четко обозначенная цель не определяет средства ее достижения. Действительно, объем необходимой для изучения информации чрезвычайно большой. Возникает вопрос: как ее изучать? А вслед за ним и другой вопрос: можно ли ее изучить? Оказывается, можно, если воспользоваться концептуальным принципом, позволяющим изучать предмет в рамках основополагающей идеи и системного подхода. Такой фундаментальный принцип образования является не только предметом обсуждений, но и руководством к действию: в государственные образовательные стандарты введена новая дисциплина «Концепции современного естествознания» для обязательного изучения студентами вузов гуманитарных и социально-экономических направлений. В некоторых вузах открыты естественно-научные центры и кафедры. В частности, в Государственном университете управления открыта кафедра естествознания, где создана учебная лаборатория, в которой студенты проходят лабораторный и компьютерный практикумы.

Концептуальный принцип, положенный в основу дисциплины «Концепции современного естествознания», позволяет на уровне основополагающих идей и систем взглядов сформировать естественно-научное мировоззрение. Думается, на таком принципе могут быть построены специальные научно-технические и гуманитарные дисциплины, что значительно облегчит их изучение. Концептуальный подход в изучении естествознания безусловно полезен для студентов не только гуманитарных и социально-экономических, но и технических, физико-математических, медицинских, педагогических и многих других направлений. Включение дисциплины «Концепции современного естествознания» в учебные программы вне всякого сомнения поможет студентам приобрести навыки учиться новому, что создаст фундаментальную основу для дальнейшего развития образования: естествознание никого не выбирает, оно освещает истинный путь каждому и каждого делает свободным в широком смысле слова, свободным от неправильных действий и решений.

Основные цели и задачи курса следующие:

+ понимание специфики гуманитарного и естественно-научного типов познавательной деятельности, необходимости их глубокого внутреннего согласования, интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир;

+ более глубокое понимание отличия и единства научно-рационального и художественно-образного способов духовного освоения мира;

+ осознание исторического характера развития научного познания, исторической необходимости в периодической смене научных картин мира, научных революций, существа социокультурной детерминации познавательной деятельности;

+ формирование ясного представления о содержании современных физической, астрономической и биологической картин мира как о системе фундаментальных знаний об основаниях целостности и многообразия природы;

+ осознание содержания современных глобальных экологических проблем в их связи с основными законами естествознания;

+ формирование представлений о принципах универсального эволюционизма и синергетики;

+ ознакомление с методологией естественно-научного познания, принципами теоретического моделирования объекта в естествознании, возможностями перенесения методологического опыта естествознания в гуманитарные науки;

+ формирование представлений о радикальном качественном отличии науки от разного рода форм квазинаучного мифотворчества, эзотеризма, оккультизма, мистицизма и т.п.