Качество продукции и услуг в условиях рыночной экономики

Инструменты обеспечения качества

Лекция №1. Качество продукции и услуг.

МСТИ - КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Законы Кеплера и типы орбит

Из курса средней школы нам известно, что тело, движущееся по орбите вокруг другого тела, подчинено трём законам Кеплера. Нас будут интересовать только два из них - первый и третий.

Согласно первому закону Кеплера, тело, обращающееся вокруг Земли (в нашем случае) движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится центр Земли (см. рис. 2). Мы специально не упоминали тут, что тело может двигаться по трём видам орбит - эллипс, гипербола и парабола. Нас интересуют только периодические орбиты, а из перечисленных такой является эллипс.

 
Рис. 1. Орбита ИСЗ. [1]

Элементы эллипса показаны на рис. 2. "F1" и "F2" - фокусы эллипса; "a" - большая полуось; "b" - малая полуось; "е" - эксцентриситет эллипса, который определяется следующим образом:

, (1)

Таким образом, первое важное положение - ИСЗ движутся вокруг Земли по эллипсам.

Согласно третьему закону Кеплера, квадраты периодов обращения "T" спутников относятся как кубы их больших полуосей "a":

, (2)

 

 
Рис. 2. Элементы эллипса. [2]

 

Этот материал поместить к законам Кеплера.

 

 

Понятие Эклиптика ???? сюда

модуля № 1 "Введение в дисциплину"

СОДЕРЖАНИЕ

 

Лекция №1. Качество продукции и услуг. Инструменты обеспечения качества

1.1. Качество продукции и услуг в условиях рыночной экономики

1.2. Закон РФ "О техническом регулировании"

1.3. Базовые понятия, термины и их определения

 

Лекция №2.Измерение

2.1. Роль измерений в познании окружающего мира и в практической деятельности

2.2. Измеряемые свойства, их классификация

2.3. Области и виды измерений

2.4. Элементы измерительной процедуры

2.5. Методика выполнения измерений

 

Лекция №3. Метрология

3.1. Предмет и задачи метрологии

3.2. Основные вехи истории метрологии

3.3. Структура метрологии

3.4. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" (редакция 2008 г.)

3.5. Нормативные документы по метрологии

3.6. Квалиметрия

 

 

По прогнозам специалистов определяющим условием прогресса современной цивилизации в XXI веке станет качество:

- качество жизни;

- качество человека;

- качество труда;

- качество продукции (услуги).

Качество – одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу развития человека и общества.

Проблема качества не может быть успешно решена без участия ученых, менеджеров и инженеров. Качество является важнейшим инструментом в борьбе за рынки сбыта, где победитель определяется в жесткой конкурентной борьбе по уровню качества продукции, процессов и работ.

Основная цель работы любой организации в условиях рыночной экономики – выпуск качественной продукции. В наше время требование к качеству является наиболее важным фактором при оценке любого продукта. Международный словарь определяет качество как "совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности". Термином "объект" здесь обозначено все, что может быть индивидуально рассмотрено и описано, то есть товар (изделие), услуга, процесс, система.

В дополнение к сказанному проиллюстрируем понятия качества рисунком (см. след. стр.).

 

Качество продукции
Соответствие требованиям стандартов
Соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов
Соответствие уровня точности производственных процессов установленным требованиям
Соответствие качества требованиям потребителей
Соответствие качества платежному спросу потребителей
Рис. 1. Пять критериев соответствия

 


 

Мировой опыт в области обеспечения, управления и улучшения качества продукции и услуг обобщен и сконцентрирован в международных стандартах серии МС ИСО – 9000, в которых природа многофункциональности и многогранности «образа качества» проходит центровой идеей.

В первом приближении модель жизненного цикла продукции можно представить в виде спирали качества (см. след. стр.).

 

 

Маркетинговые исследования
Проектирование, разработка технических требований, разработка продукции
Планирование и разработка процесса производства, материально-техническое обеспечение
Подготовка и разработка производственных процессов
Производство или обслуживание
Контроль, испытания и обследование
Упаковка и хранение
Реализация и распределение
Монтаж, наладка и эксплуатация
Техническая помощь и обслуживание
Послепродажное сопровождение
Утилизация и переработка после использования
Этапы жизненного цикла продукции

 

Рис. 2. Жизненный цикл продукции

 

Сегодня всеобщее признание находит концепция всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management), главным принципом которой является стратегическая ориентация на потребителя.

Для реализации успешной и оперативной деятельности в области качества необходимо обеспечить условия, при которых все процессы на каждом из этапов жизненного цикла продукции (спирали качества) осуществлялись бы в условиях нормативно-правовой, нормативно-технической, и контролирующей среды.

Базовыми инструментами этой среды являются метрология и метрологическое обеспечение и техническое регулирование, включающее в себя стандартизацию и оценку соответствия, которая в свою очередь может осуществляться через декларирование или сертификацию качества продукции.

Управление качеством невозможно представить без контроля над качеством, который основывается на учете многочисленных результатов измерений параметров технологического процесса и самого изделия. Измерения, методы и средства обеспечения их единства, а также способы достижения необходимой точности измерений изучает наука, называемая метрологией. Принципы метрологии реализуются в деятельности по обеспечению требуемого качества измерений, в первую очередь их единства.