Индивидуальная психология А.Адлера
1. У человека есть два врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству. Это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.
Чувство неполноценности вызывает у человека желание преодолеть свои недостатки.
Стремление к превосходству вызывает у человека желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.
Специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноценности.
2. Одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека - чувство общности с людьми. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.
3. Теория Адлера оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.
14. Історія розвитку екзистенціальної та гуманістичної психології
1. К середине 50-х гг. XX в. противостояние между психоанализом и бихевиоризмом неизбежно привело к формированию «третьей силы», представляющей собой качественно новое видение природы человека.
Это новое направление психотерапии, возникшее в Европе и распространившееся на территории американского континента, получило наименование экзистенциально-гуманистического подхода.
Гуманистическая психология появилась как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу.
Эти психологических направления избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. Личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводились к попыткам разрядить внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорировались, либо рассматривались как маскировка бессознательного.
Понятие «экзистенция» (existencia) происходит от латинского слова existere, буквально означающего «выделиться, появляться», «существовать». Под ним имеется в виду не статическое состояние, а процесс, теснейшим образом связанный с возникновением или становлением. Многие свои понятия ЭП позаимствовала из словаря экзистенциализма.
Экзистенциальные методы в психотерапии связаны с психологической работой на онтологическом уровне (от греческого ontos — «бытие»). ЭП направлена на помощь пациентам в утверждении своего собственного, уникального модуса существования, несмотря на ограничения, которые накладывает жизнь, и в пределах этих ограничений.
Интерес экзистенциальных психологов направлен не на отдельные психологические реакции, а относится к целостному психологическому бытию живого человека, который является источником всех этих переживаний.
Основные вопросы ЭП:
- природа человека;
- переживание персонального “Я” как ценности.
- природа тревоги;
- осознание смерти и небытия;
- свобода и ответственность;
- поиски смысла, бессмысленность жизни;
- полнота бытия (самореализации);
- одиночество и изоляция;
- печаль, беспокойство, отчаяние;
- проблемы творчества и любви;
- переживание общения как ценности.
Экзистенциальная терапия спонтанно возникла в разных частях Европы и в рамках различных школ.
Представители: Людвиг Бинсвангер, Медард Босс. В Америке – Ролло Мэй, Джеймс Бюдженталь, Юджин Джендлин, Ирвин Ялом. Логотерапия: В.Франкл, А.Лэнгле.
Первым обстоятельным учебником по ЭП была работа Ирвина Ялома (1981) "Экзистенциальная психотерапия".