З.Фрейд задумался над вопросом: можно ли сделать катартический метод независимым от гипноза?
Возникновение психоанализа
1. Требования практики на рубеже XIX и XX вв. вызвали к жизни новые направления в психологической науке.
Создатель психоанализа - австрийский врач З.Фрейд (1856—1939).
2. Общение с пациентами, страдающими истерией, открыло З.Фрейду глубокую связь между психосоматическими симптомами и скрытыми от сознания больного аффективно насыщенными переживаниями, которые и являются истинными причинами истерического расстройства (случай Анны О.).
Когда больная в гипнозе вспоминала с явно выраженными аффективными переживаниями, в какой связи впервые появились эти симптомы, то данные симптомы исчезали. Подобный метод лечения получил название катартического (от греч. «katharsis» — очищение).
4. Структура психической жизни по З.Фрейду
1) сознание - маленький островок, омываемый океаном бессознательного;
2) предсознательное - неосознаваемое в данный момент;
3) бессознательное.
На границе между предсознательным и бессознательным стоит страж — цензор, или цензура, которая не пропускает в сознание из бессознательного влечения. Цензор (цензура) олицетворяет собой нормы культуры и морали.
Однако, поскольку бессознательные содержания «энергетически заряжены», они так или иначе ищут для своей разрядки косвенных путей, проявляясь в своих «заместителях» (сновидениях, ошибочных действиях, соматических симптомах, трансфере и т.п.).
Сверхзадачей психоаналитической работы с пациентом является доведение до его сознания неосознанных желаний и направление энергии бессознательных влечений к более «прямой» их разрядке под контролем сознания.
5. Группы бессознательных влечений:
1) влечения к сохранению себя как индивида (к самосохранению);
2) влечения к сохранению рода (сексуальные влечения).
Вторые оказываются для субъекта даже более значимыми, чем первые.
Неудовлетворенные сексуальные влечения лежат в основе невротических симптомов.
Под влиянием некоторых общественных событий (Первой мировой войны) З.Фрейд изменяет свое учение о влечениях человека, выделяя еще влечения к жизни и влечения к смерти.
6. Начало 20-х гг. XX в. - разработка З. Фрейдом новой структуры «психической личности».
Три инстанции личности:
1) Оно
2) Сверх-Я
3) Я
Между этими подструктурами личности все время возникают конфликты. Для сохранения целостности личности Я вырабатывает так называемые защитные механизмы, которые помогают Я согласовывать противоречивые требования.
Методы изучения бессознательного (по З. Фрейду)
1) метод свободных ассоциаций;
2) толкование сновидений;
3) анализ ошибочных действий.
4) анализ переноса.
7. Одним из главных принципов научного исследования является принцип детерминизма. По З.Фрейду, ничего случайного в психической жизни не бывает. Даже самая незначительная мысль всегда связана с нашими бессознательными переживаниями.
8. Впоследствии для изучения бессознательного стали использовать и другие методы, в частности так называемые проективные тесты.
Развитие идей классического психоанализа З.Фрейда происходит в трудах его непосредственных учеников А.Адлера и К.Г.Юнга, которые были не согласны с пансексуализмом его психоаналитической концепции.
Аналитическая психология К.Г.Юнга (1875-1961)
1. В научных кругах известность Юнгу принес разработанный им словесно-ассоциативный тест, позволявший выявлять содержание бессознательного.
2. Фрейдовское толкование сексуальной природы вытеснения сразу вызвало настороженное отношение Юнга. Позже Юнг отверг одностороннюю трактовку либидо как сексуального влечения и предложил более расширенное толкование.Либидо - обобщенная психическая энергия, которая может принимать различные формы.
3. Юнг в отличие от Фрейда утверждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным".
4. Бессознательное включает в себя не только индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность.
Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов.
5. Юнг создает и свою типологию личности.