В основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Дж. Уотсон

1. Публикация Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» относится к 1913 г., этим годом и датируется начало новой эпохи в психологии.

2. Вопрос о методе был основным для нового направления: именно из-за несостоятельности метода интроспекции отвергалась идея изучения сознания вообще.

Предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения.

3. Определение поведения Дж. Уотсоном: «Это — система реакций».

Для Дж. Уотсона причинно объяснить какое-либо действие человека это значит найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента.

Знаменитая формула: S—R (стимул — реакция).

Отношение S — R – это единица поведения.

4. Общие окончательные задачи психологии:

1) по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека;

2) по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле.

5. Чтобы объяснить по каким законам приобретаются новые, не врожденные реакции, Уотсон обращается к работам И.П.Павлова и Б.М.Бехтерева, незадолго до того опубликованным. В них содержалось описание механизмов возникновения условных («сочетательных») рефлексов.

Все новые реакции приобретаются путем обусловливания.

5. Бихевиористы экспериментировали в основном наживотных потому, что животные, с их точки зрения, «чистые» объекты, так как к их поведению не примешивается сознание. Получаемые же результаты они смело переносили на человека.

 

11. Історія розвитку гештальтпсихології

1.Гештальтпсихологическое направлениев психологии возниклов Германии в начале 20-х годов.

Его создание связано с именами М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина.

Название«гештальтпсихология»(от нем. Gestalt - структура, форма).

После войныцентром гештальтпсихологии стал Берлинский университет.

2. В отличие от психоанализа и бихевиоризма, гештальтпсихология не меняла радикально предмет исследования — им по-прежнему выступало сознание человека.

Предмет - целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания).

Однако гештальтпсихология трансформировала прежнее понимание структуры сознания.

3. Принцип целостности (ставился в противовес ассоцианистическому принципу элементаризма).

Восприятие изначально строится как целостная структура.

4. В психологическом поле объекты выделяются как фигуры на фоне.

 

М. Вертгеймер (1880-1943) исследовал феномены психического поля, законы, по которым оно образуется и реорганизуется. Открыл законы и свойства восприятия (законы гештальта), описал фи-феномен (перцептивный феномен иллюзорного движения), механизмы творческого мышления.

Закон прегнантности(закон хорошей формы): наше перцептивное поле стремится к структурированию наиболее хорошим (при данных условиях), т.е. простым, симметричным, экономным, образом.

Это называется «завершением гештальта» -достраивание воспринимаемого до «хорошей формы».

Изучение мышления. Творческий характер мышления выражается в «перецентрировании» исходного материала, в его реорганизации. Вертгеймер определяет творчество как процесс создания разных гештальтов из набора постоянных образов.

 

К. Коффка (1886-1941) изучал развитие восприятия. Он синтезировал психологию развития и гештальтпсихологию.

Процесс психического развития - это рост и дифференциация гештальтов. Ребенок рождается с набором смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в течение жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными.

Закон транспозиции:в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Люди воспринимают не сами цвета, но их отношения.

 

В.Келер (1887-1967) изучал интеллектуальное поведение шимпанзе.

Не сама обезьяна решает задачу, а у нее образуется гештальт — целостное видение ситуации, «схватывание» отношений между предметами, которое дано буквально уже на уровне образа. Происходит «переструктурирование гештальта» (инсайт).

Несколько позже К.Бюлер назвал этот феномен «ага-переживание». Понятие об инсайте стало основой объяснения продуктивного мышления.

 

Значение открытий гештальтпсихологов:

1. Были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия.

2. Было впервые описано образно-схематическое мышление. Это доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления.

3. Открытия, сделанные в этой школево многом повлияли на когнитивную психологию.

 

Приход к власти нацистов в 1933 году вынудил сторонников гештальт-психологии покинуть страну. Центр движения гештальт-психологии переместился в США.

Хотя гештальт-психология привлекла внимание многих американских ученых, ее развитие в качестве научной школы в Соединенных Штатах шло медленно.

Главная причина - пик популярности бихевиоризма.

 

12. Історія розвитку когнітивної психології та її сутність

1. В центре внимания когнитивной психологии находятся познавательные процессы, которые были "изгнаны" классическим бихевиоризмом.

Поведенческие стимулы далеко не всегда можно свести к совокупности физических факторов. Необходимо оценить подлинное значение тех или иных стимулов для реагирующего организма. Невозможно оперировать с понятием значения в поведенческих терминах, поскольку это психический или когнитивный процесс.

 

Представители направления: Дж.Брунер, У.Найссер, Дж.Миллер, Дж.Келли, Л.Фестингер и др.