Описательная психология

Американский функционализм

Функционалисты Дж.Дьюи, Дж.Р.Энджелл призывали изучать психические процессы именно как функции, играющие определенную роль в приспособлении субъекта к среде.

 

Джон Дьюи (1859-1952) требовал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности.Сознание возникает, когда координация между организмом и средой нарушается, и организм, чтобы выжить, стремится приспособиться к новым обстоятельствам.

 

К концу первой четверти 20-го столетия психология сознания, практически, перестала существовать. Причины:

1) ПС ограничивалась таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания;

2) ложной была идея разложения психики на простейшие элементы;

3) очень ограниченным по своим возможностям был метод интроспекции.

Достижение: ПС описала многие важные свойства и феномены сознания и тем самым поставила многие до сего времени обсуждаемые проблемы. Одна из таких проблем – проблема метода.

 

Вклад психоневрологов. Во Франции две психоневрологические школы (нансийская и парижская) вели разработку феноменов гипноза и внушаемости.

Занимаясь лечением истерии, представители нансийской школы этой школы объясняли симптомы этого заболевания внушением со стороны другого лица (суггестия) или самого пациента (автосуггестия), полагая, что и внушение, и самовнушение могут происходить бессознательно.

Парижскую школу возглавлял Ж.Шарко (1825-1893). Он был уверен, что гипнозу подвержены только лица, предрасположенные к истерии. Спор между Нанси и Парижем по этому поводу история решила в пользу первого.

 

Психологи: В. Дильтей, Э. Шпрангер (ученик В.Дильтея).

Немецкий философ В.Дильтей выступил с проектом создания наряду с объяснительной психологией (которая ориентируется на науки о природе), описательной психологии (которая способна стать основой наук о "духе").

Описание противопоставлялось объяснению, построению гипотез о механизмах внутренней жизни.

Предмет психологии: целостные и целенаправленные душевные процессы.

Методом психологии служит не объяснение явлений, а их понимание, постижение.

Задача психологии: описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях.

Концепция Дильтея соотносила структуру отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, с формами культуры.

Существенным моментом концепции Дильтея стало осознание тех методологических проблем, которые вытекали из ориентации психологии преимущественно на естественные науки.

 

60-е гг. XIX в. - конец XIX в.

Психология разделяется на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.

 

10. Історія розвитку біхевіоризму

1. Период, который мы сейчас оцениваем как время расцвета научного творчества выдающихся ученых, период, определивший лицо психологии XX в., рефлексировался учеными как упадок, как «открытый кризис».

2. Невозможность прийти к единой точке зрения (о предмете и методах психологии) привела к тому, что уже в 10-30-х годах XX в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования.

Отдельные школы рассматривали в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического.

 

Предмет– поведение.

Центральная категория – действие.

Цель Б. заключалась не в ликвидации психики, а в изменении понятия о ней.

Из исследования поведения исключалось психологическое содержание, как недоступное объективной регистрации.

Метод – экспериментальное изучения факторов, влияющих на формирование поведения.

 

Эдвард Торндайк (1874-1949)

1. Возникновение бихевиоризмаподготовил Торндайк.

Сфера психологии - взаимодействие между организмом и средой.

Есть особый тип связи - коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Коннексия – элемент поведения.

Себя Э.Торндайк называл коннекционистом.

2. Торндайк использовал идею Бена о "пробах и ошибках" как регулирующем начале поведения. Принцип "проб, ошибок и случайного успеха" объясняет приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития (кривые).