Функционализм
Вюрцбургская школа
Знаменита тем, что впервые начала экспериментальное изучение мышления. Изучение мышления стало приобретать психологические контуры. Прежде считалось, что законы мышления – это законы логики.
Основатель школы - Освальд Кюльпе (1862-1915).
Представители школы: Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц.
Задачи психологии: изучение динамики протекания познавательных процессов (мышления) и факторов, влияющих на эту динамику.
Метод исследования: метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета)
Все началось с небольшого изменения инструкции испытуемому. От него требовалось не только, например, сказать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее, или отреагировать на одно слово другим, но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он произносил требуемое слово. Когда испытуемый получает инструкцию, у него возникает установка – направленность на решение задачи.
Была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.
Карл Бюлер (1879-1963) сделал очевидным, что в опыте существуют данные, которые не являются сенсорными. Помимо чувственных, существуют еще и умственные образы. Мышление возможно без образов.
Функционализм - альтернативное структурализму направление в психологии. Функционализм представлен психологами как европейских стран, так и США.
Необходимо описывать не законы, но функции психики, которые помогают человеку в реальной жизни.
Представители: в Европе - Ф. Брентано, К. Штумпф, в США - В. Джемс, Д.Дьюи, Д. Энджелл (Чикагская школа), Р. Вудвортс.
У истоков функционализма стоял австрийский психолог Франц Брентано.
Главный признак сознания- "интенция" - направленность сознания на объект, который тем самым становится «предметом» сознания субъекта: «Нет слышания без того, что слышат, веры — без того, во что верят, надежды — без того, на что надеются, стремления — без того, к чему стремятся, радости — без того, чему радуются, и так во всем».
3. Группы актов:
1) акты представления (точнее, представливания);
2) акты суждения (признания истинности или ложности объекта);
3) акты чувствования (в них мы относимся к объекту актов как добру или злу).
Наибольшее распространение функционализм получил в США.
Задача: изучать, каким образом индивид посредством психических функций приспосабливается к изменчивой среде.
В. Джеймс: психика - это не структура, состоящая из неизменных элементов, а поток сознания - движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.
Приоритетным является изучение именно работы сознания, а не его структуры.
Сознания соотносится с телесным действием как инструментом приспособления к среде. Во главу теории функционализма Джемс ставил прагматизм. Психика помогает человеку в его практической деятельности, оптимизирует процесс социальной адаптации, повышает шансы на успех в любой деятельности.
Джемс впервые заговорил о роли самооценки (самодовольства и недовольства собой)
Вывел формулу самоуважения:
Самоуважение = успех/притязания
Джемс разработал одну из самых известных теорий эмоций (одновременно с датским психологом К. Ланге): физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям.