Структурализм

Первые психологические школы

Психотехника

Г.Мюнстерберг (1863-1916) предложил тесты для профориентации и профотбора.

Развитие метода тестов

Дифференциальная психология

Дифференциально-психологическое изучение человека складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, а затем индустриальной.

 

Ф.Гальтона интересовала наследственная основа индивидуальных различий. Он предложил так называемый метод близнецов с целью выяснить соотношение между наследственностью и внешними влияниями. В 1869 году вышла книга Гальтона "Наследственный гений".

Гальтон использовал статистику, чтобы математически описать закономерность, которой подчинены индивидуальные вариации. Наиболее перспективным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный английским математиком Пирсоном внес в психологическую науку ценные математические методики, в результате исполнения которых возник факторный анализ.

 

Термин «тест» вошел в широкий оборот после статьи Дж.Кеттелла "Умственные тесты и измерения" (1890).

В начале XX века А.Бине разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей определял уровень их интеллекта.

Позднее немецкий психолог В.Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта IQ:

 

IQ = у.в./ф.в. х 100

 

где у.в. – умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине-Симона, а ф.в. – физический (хронологический) возраст ребенка. Нормой являлся коэффициент от 70 до 130%.

 

На рубеже XX века индустриальный прогресс, обратив интересы психологии к производственной, трудовой деятельности, обусловил зарождение психотехники(термин введен В.Штерном). Психотехника (индустриальная психология)использовалась в экономике и промышленности.

Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени. Развертываются экспериментальные исследования проблемы утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности. Приобретает популярность профориентация.

Представители: Г.Мюнстерберг, Ф.Тейлор, И.Н.Шпильрейн.

 

На рубеже веков разделение прежде единой психологии на ряд школ еще не было связано с отказом от единого подхода к пониманию предмета психологической науки и методов исследования психики.

Речь шла о разных аспектах в изучении психики, отождествляемой главным образом с сознанием.

 

Структурная школа – прямая наследница психологии сознания В.Вундта.

Создатель - Эдвард Титченер.

Понятие структуры предполагает элементы и их связь. Предмет психологии - элементы сознания.

Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов сознания и способов их структурирования.

Для структурализма (впрочем, как и для концепции В. Вундта) характерен элементаризм (атомистический подход) — стремление разложить сознание на элементы, далее неделимые «атомы» сознания, а затем собрать из них более сложные содержания.

Метод – аналитическая интроспекция, экспериментальное исследование простых психических актов.

Главное требование интроспекционистов к экспериментам: избегать «ошибки стимула». Испытуемые должны были избегать в своих ответах описания внешних объектов, а говорить только о своих ощущениях, которые вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений.

Уже при жизни Титченера продуктивность исследований его школы стала па дать. Школа эта сложилась на зыбкой почве интроспекционизма и потому неизбежно должна была распасться.