Социальная и культурно-историческая психология
Возрастная психология
Зоопсихология
1. Используя метод объективного наблюдения, Дарвин тщательно проанализировал многообразие выразительных движений (главным образом при аффектах) у человека и животных и пришел к выводам об общем механизме их происхождения.
2."Закон экономии" Ллойд-Моргана: недопустимо объяснять поведение исходя из более высокой психической способности, если оно может быть объяснено способностью, стоящей ниже в эволюционно-психологической шкале. Этот взгляд был направлен против антропоморфизма.
Объективные предпосылки формирования детской психологии:
а) требования педагогической практики;
б) разработка идеи развития в биологии;
в) появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.
По-настоящему задача связи между педагогикой и психологией встала с середины XIX века, в связи с развитием всеобщего обучения.
Отцом детской психологии считается английский эмбриолог и психолог Вильгельм Прейер. В его книге "Душа ребенка" (1882) давалось описание психического и биологического развития ребенка с рождения до трех лет.
Американский психолог Стенли Холл (1844-1924) создал педологию - науку о детях. Педология объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития (педагогику, биологию, педиатрию, антропологию, социологию).
В основе психического развития ребенка лежит биогенетический закон: онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.
Теория рекапитуляции: последовательность и содержание этапов ПР заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.
Арнольд Гезеллизучал психическое развитие именно детей раннего возраста – от рождения до трех лет. Для объективного наблюдения за поведением детей создал полупроницаемое стекло("Зеркало Гезелла").
Он использовал новые методы исследования: лонгитюдный и близнецовый.
Американская исследовательница Маргарет Мид (1901-1978) основное внимание уделяла проблемам социализации детей в разных культурах.
Вундт после того, как его физиологическая психология зашла в тупик, обратился к "психологии народов". "Психология народов" объединила историко-филологические исследования с психологическими. "Дух народа" выражается в языке, в мифах, обычаях, религии, народной поэзии.
Замысел создания «психологии народов» был изложен в редакционной статье первого номера "Журнала сравнительного исследования языка" (1852), а через несколько лет Штейнталь и Лазарус начали издавать специальный журнал "Психология народов и языкознание".
В Украине сторонником "психологии народов" как самостоятельной отрасли выступил А.А.Потебня.