Д.Гартли: ассоциация - универсальный механизм психической жизни.

Давид Юм (1711-1776).

Суб'єктивний ідеалізм Джорджа Берклі (1685 —1753): «Бути - значить бути у сприйманні».

Зародження й розвиток асоціативної психології у XVIII ст.

Асоціанізм, або асоціативна психологія, з'явився як самостійний напрям у XVIII в. в Англії. Ця школа поклала початок виділенню психології у самостійну, незалежну від філософії науку. У руслі асоціанізму змінилася й орієнтаціяпсихології з філософії на природничі науки, а також почалися пошуки об'єктивного методу дослідження психіки.

 

Содержание сознания - комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций.

 

Представники асоціанізму XVIII ст.: Берклі, Юм, Гартлі.

Деякі питання асоціативної психології розроблялися у працях Берклі і Юма, однак поява асоціанізму як психологічної школи пов'язане з ім'ям Д. Гартлі.

 

Те, що люди приймають як незалежні від свідомості речі, є не що інше, як комплекс їх внутрішніх відчуттів, які ніяк не відображають стан зовнішнього світу.

Поки людині здається, що вона бачить або чує якийсь об'єкт, він реально існує, але варто закрити очі - пропадає не тільки відчуття, але й об'єкт.

Ідеї поєднуються між собою за законами асоціації, утворюючи комплекси, що ілюзорно приймаються за матеріальні фізичні об'єкти.

Психологии восприятия. Беркли использовал принцип ассоциации, чтобы объяснить восприятие видимого пространства.

На сетчатке глаза возникает двухмерный образ, но мы воспринимаем мир трехмерным. Это происходит благодаря тому, что к сетчатому изображению присоединяются тактильные ощущения и с помощью ассоциации возникает трехмерный образ.

 

Юм описал особый вид ассоциаций – ассоциации по закону причинной связи. Он полагал, что во внешнем мире объективных причинно-следственных связей не существует. Их воспринимает только сам человек. Он привыкает наблюдать за явлениями, которые происходят в определенной последовательности, и начинает думать, что одно явление служит причиной другого. То, что кажется ему причинно-следственной связью, может быть связью случайной.

Это всего лишь прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта.

Юм выдвинул положение об отсутствии субъекта. В основе нашего мнения о том, что это «Я» есть лежит лишь ассоциация по причине.Субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

 

С именем Д. Гартли связано появление ассоцианизма как психологической школы, потому что он построил всю свою психологическую теорию на механизме ассоциативной переработки.

Учение о вибрации. Вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга.

Структура психики человека. В психике есть два круга: большой и малый.

Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс.

Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения.

 

Однако свою теорию ассоцианизма Гартли строил на основе принципов механики. Поэтому с развитием науки, появлением новых данных в физике, биологии, физиологии многие положения Гартли стали стремительно устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций.

 

Теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии.

 

7. Філософські та природничо-наукові передумови виділення психології у самостійну науку (початок та середина ХІХ ст.). Програми побудови психології як самостійної науки.

 

Представники асоціанізму XIX в.: Дж.Мілль, Браун, Дж.Ст.Мілль, Гербарт, Бен, Спенсер.

 

В начале XIX в. ассоциативная психология оставалась единственной психологической школой. Предмет этой школы - сознание - признавался всеми без исключения учеными. В начале XIX в. ассоциативная психология приобрела законченный, канонический характер.

 

Джеймс Милль (1773-1836)

Милль разрабатывал законы психики по аналогии с физическими законами и назвал свою теорию ментальной физикой. По его мнению, законы ассоциаций столь же непреложны, как и законы физики.

Единица психики (ментальный атом) - ощущение (лежащее в основе всех понятий). Из них возникают копии. Из этих элементов образуются простые и сложные комплексы и «цепи» идей. Смена одних идей другими, их объединение в комплексы - это своего рода «психическая физика», работа «машины ума».

Милль, исходя из аналогии с механическим соединением частиц, отрицал возможность, что исходные элементы могут раствориться при соединении или может появится принципиально новый комплекс элементов.