ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВО ФРАНЦИИ.

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

3.

Основоположник школы Л.С. Выготский создал учение о том, как сознание формируется знаками, и как человеческая психика возникает из интериоризации (Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим) отношений между людьми.

Хотя эти положения обосновывались в духе марксизма, за «знакоцентризм» Выготскому пришлось расплатиться посмертным двадцатилетним замалчиванием.

А.Н. Леонтьев скорректировал взгляды основоположника школы и сместил акцент со знаковой детерминации на производственно-предметное. В книге «Проблемы развития психики» строение сознания выведено из структуры коллективного труда.

 

Как отмечалось выше, взгляды Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева - это варианты социогенетизма в психологии.

Для обоснования тезиса о происхождении психики из социально-производственных отношений они привлекали исторические примеры, но не предприняли собственно исторических исследований.

Аналогии индивидуального развития с общественным были нужны «как предварительная гипотеза, имеющая не объяснительное и практическое, но, главным образом, эвристическое значение, требуются собирание материала и теоретическое его объяснение» [Выготский, 1927, с. 275].

 

Историзм московских психологов был методологическим и теоретико-эвристическим. Науку о психике в «большой истории» культурно-историческая школа не создала, хотя дала таковой теоретические стимулы. Одной из причин отсутствия больших историко-культурологических проектов можно видеть в игнорировании основателями школы собственно историко-культурологического метода. Л.С. Выготский утверждал, что между методами истории и психологии нет принципиального различия.

В последние годы соединение гуманитарной интерпретации и культурно-исторической теории осуществляется в работах А.Г. Асмолова и В.П. Зинченко.

 

 

В 1948 году в Париже опубликована программная работа Иньянс Мейерсона "Психические функции и творения – определяются задачи и методы исторической психологии.

Под его руководством создается Центр исследований по сравнительной исторической психологии в Париже, объединивший его учеников и последователей Ж.П.Вернана, Ф.Мальрие, М.Детьена, П.Франкастеля и других французских психологов.

Исходной теоретической позицией концепции И.М. – признание изменчивости психики человека в зависимости от исторически изменяющихся форм созидательной деятельности.

Предметом ИП, по мнению И.М. – процесс развития отдельных психических функций (восприятия, памяти, мышления, личности) в изменяющихся конкретно-исторических условиях человеческой деятельности.

Теоретической основой данного научного направления – общепсихологическая концепция, согласно которой психика всегда направлена на объект, создает объект и выражается в нем, и "ключ "к раскрытию своеобразия человека заложен в созидательной деятельности, поскольку единственным способом существования человека является существование в качестве творца.

Французские исторические психологи выступили преемниками основателей "народной психологии". Отчетливо прослеживается идейная и философская общность их концепций.

Изучение истории языка, искусства, науки, мифологии как явлений, имеющих психологическое содержание;

изучение эволюции человеческой психики на основе исследования продуктов психической деятельности ( социальные и культурные явления), - эти идеи, заложенные основателями "народной психологии", реализуются в методике историко-психологических исследований.

 

Как считает И.Мейерсон психика возникает, когда человеческое действие превращается в определенную внешнюю реальность (продукт, социальный факт), и возникнув, психика существует как предмет, подчиняющийся законам предметного мира, и ее анализ не может быть чисто психологическим.

По мнению И.Мейерсона человеческая личность всегда в чем-то объективирована: в психических реакциях, в поступках, в социальных иерархиях, творениях искусства, орудиях труда.

Для обозначения продуктов человеческой деятельности (продуктов труда), в которых человек реализует свое психическое своеобразие и которые, в свою очередь, становится инструментом для развития как психических функций, так и всей личности И.Мейерсон использует категорию "творения":

"Все человеческое объективируется и проецируется в творениях, весь физический и социальный опыт и все то, что в этом опыте и через этот опыт выступает как состояние или функция: аспекты анализа реальности, аспекты мысли, желания, чувства, личность - наиболее абстрактные идеи и наиболее интимные чувства"(9, с.142).

Понятие "творения" охватывает все аспекты жизни общества: общественные институты, науку, искусство, религию, язык, технологии, знаковые системы.

Анализ исторического развития значений составил основу историко-психологического исследования. Создание психики в представлении И.Мейерсона - это грандиозный необратимый процесс перехода чувственных образов, эмоций в знаки. Поскольку психическая активность трактуется как непрерывное порождение, обогащение, изменение значений, то конкретное исследование должно носить историко-семантический характер.

Одной из центральных проблем историко-психологических исследований во Франции является изучение исторического персоногенеза. Исторический персоногенез - процесс исторического формирования личности под влиянием внешних и внутренних факторов психологической организации личности в ту или иную эпоху (например, личностных концептов - представлений о личности, внешних культурных атрибутов конституирования личности - произведений искусства и быта).

Французские психологи ориентируются на сравнительно-исторические исследования. По мнению И.Мейерсона исторический метод изучения человека "устраняет допущение вечных категорий, и, в то же время, ставит акцент на проблемах движения, изменений и прогресса" (10, с.8).

Как считают французские исторические психологи, представление каждой эпохи о личности отличается от простого отражения реальности, оно входит в число ее составляющих и является правилом ее построения, нормой, ибо оно соткано из идеологии, которая определяет мероприятия этой эпохи.

 

Обращение к эпохам духовного, политического и экономического кризисов, смены общественных формаций, является принципиальным для этой школы, поскольку, именно в переломные периоды истории проявляются психические сдвиги в личностной сфере человека.

По определению И.Мейерсона "личность - это ощущение своей непрерывности, отождествление себя с источником действия, ощущение и понятие о себе как о существе качественно отличающемся от других, единственном, оригинальном" (10, с. 8). Соответственно, выбираются такие временные периоды, "которые были бы показательны для небольших изменений в отношениях между агентом и его действиями, в отношениях, которые совершенно необходимы для понимания того, чем может быть личность во времени" (10, с.56).

Конкретные исследования персоногенеза посвящены выявлению внешних культурных атрибутов конституирования внутреннего единства индивида, и в этом случае объектом исследования являются произведения искусства и быта, художественная, философская, научная литература, исторические свидетельства, в которых, по мнению исторических психологов, запечатлены представления о человеке, о времени и пространстве, составляющие картину мира человека в ту или иную эпоху.

 

Особенное внимание уделяется сравнительному изучению языковых конструкций, поскольку "именно язык помогает развивать поведение личности. Когда изменяются отношения между субъектами общения, изменяется также словарный состав и синтаксис, а развитие языка помогает расширить и закрепить во времени этот новый вид отношений" (10, с. 17)

В анализе личностных концептов (Концепт (лат. conceptio — розуміння) — система поглядів на ті чи інші явища, процеси; спосіб розуміння, трактування певних явищ, подій; ідея певної теорії), характерных для того или иного исторического периода, выделяются следующие аспекты, которые, по мнению французских ученых, подвержены историческому изменению, которые являются своеобразными творениями, в которых проявляются и формируются структуры создающих эти творения личностей:

1. В какой степени агент-индивид отличает самого себя от мира, в котором он действует?

2. В каких отношениях он со своим телом?

3. Как он рассматривает свою исключительность?

4. Как он рассматривает зависимость своей активности от себя самого и самого себя от своих актов?

5. Какой тип идентичности признает он для себя?

6. В какой степени он чувствует свою зависимость от окружающих, богов, мертвых и живых, грядущих поколений, и какую зависимость он предпочитает ? (10)

В соответствии с пониманием закономерности персоногенеза и с представлением о личности как одной из функций человеческой психики исследование исторического персоногенеза и своеобразия личности в различные исторические эпохи сводятся в основном к изучению отдельных личностных свойств и проявлений:

-изучение мотивационно-волевой сферы личности (Ж.П.Вернан);

-изучение и развитие самосознания личности, исторической динамики "Я-концепции"(И.Мейерсон, Г.Ле Бра, Ф.Дрейфус);

-исследование мировоззрения, представлений о времени и пространстве (Д.Кохэн);

-изучение поведения через отношения личности к своим действиям (Э.Сурье, Д.Феше);

-представления о собственном теле ( Х. Хекон)

-исследование развития терминов, обозначающих личность(И.Мейерсон);

-исследование культурно-исторического содержания этапов индивидуального и исторического персоногенеза (Ф.Ариес, Ф.Мальрие) .

Одним из приоритетов французских исторических психологов является сравнительно-историческое исследование обыденного сознания, ментальности.

Особое значение понятие "ментальность" имеет в рамках психологического направления французской историографии, иногда обозначающегося как "история ментальностей".

По мнению российского историка А.Я.Гуревича, "ментальность"- это социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать.

Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, не отрефлектированного и не систематизированного посредством целенаправленных умственных усилий мыслителей теоретиков.

Важный признак ментальностинеосознанность.

 

Современные исследования в области "истории ментальности", по мнению А.Я.Гуревича, включают множество явлений, обозначаемых понятием "ментальность":

-отношение членов данного общества и входящих в него классов к труду, собственности, богатству и бедности;

-образ социального целого и оценка разных групп, разрядов, классов и сословий;

-понимание природы права и обычая, значимости права как социального регулятора;

-образ природы и ее познание, способы воздействия на нее - от технических и трудовых - до магических;

-понимание места человека в общей структуре мироздания;

-оценка возрастов жизни, в частности, детства и старости, восприятие смерти, болезней, отношение к женщине, роль брака и семьи , сексуальная мораль и практика;

-отношение мира земного и мира трансцендентного, связь между ними и понимание роли потусторонних сил в жизни индивидов и коллективов;

-трактовка пространства и времени;

-восприятие истории и ее направленности (прогресс или регресс, повторение или развитие), при том не одно осмысление истории профессионалами, хронистами, теологами, схоластами, но и более непосредственное переживание ее обыденным сознанием;

-форма религиозности, присущая "верхам" и "низам", образованным и неграмотным;

-психология "людей книги" и психология людей, живущих в условиях господства устного слова;

-социальные фобии и иные негативные эмоции, коллективные психозы и напряженные социально-психологические состояния;

-соотношение" культуры вины" и "культуры стыда", то есть психологическая ориентация на внутренний мир или на социум;

-история праздников, календарных обычаев, ритмизирующих жизнь коллективов;

-осознание национальной, племенной, государственной идентичности, национальные противоречия и заложенные в них стереотипы (5, с.530-531)..

 

Французские историки, разделяющие представление об истории человечества как об истории человеческих чувств и представлений, а не только как о политической и социальной истории, объединились вокруг журнала "Аналлы", основанного в 1929 году Марк Блоком (франц.историк), ориентируясь на концепцию "живой истории", сформулированную историком Л.Февром в конце 30-гг.

В статье "История и психология" , опубликованной в 1938 году Л.Февр говорит о необходимости исследовать психологические феномены прошлого, эмоции и мысли, чувства и желания прошлых эпох (7, с.97). Вместо традиционных для историка фактов, характеризующих действия субъектов социальных преобразований Л.Февр призывает историков изучать данные о духовной жизни прошлого, представления о мире, жизни, религии и политике "исторических коллективов", воссоздать психологическую атмосферу прошлых эпох.

Эта идея показалась заманчивой многим историкам, которые занялись "историей ментальностей", воссозданием психологической атмосферы Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени (Р.Мандру, Л.Февр, Ж. Легофф, Ж.Дюби, А.Дюпон).

Характерно, что конкретные исследования историков, посвященные реконструкции мировоззрения, индивидуального и коллективного сознания людей различных эпох, истории чувств и ментальности рассматриваются И.Мейерсоном как первичный материал для исследования психологических функций.

В своих исследованиях французские историки реализуют следующие методические принципы:

1. Тщательного исследования заслуживают феномены обыденного сознания (системы представлений о мире, стиль мышления, особенности мировоззрения, характерные для людей прошлого), которые подвержены исторической изменчивости, наиболее ярко выражают историческое своеобразие личности и во многом определяют поведение людей в конкретную эпоху.

Французские историки используют для изучения психологического уровня обыденного сознания оригинальную систему понятий, например:

-"духовный универсум" (Л.Февр) -эстетические, этические, правовые нормы, эмоциональные состояния, типичные для исторической эпохи, особенности психического склада людей данной эпохи;

-"видение мира" (Р.Мандру) - мироощущение, мировосприятие, мировоззрение, система отношений к действительности, определяющая позиции людей в частной и социальной жизни, в труде;

-"ментальность" (Л.Февр) - способ преломления интеллектуальной обработки впечатлений;

-"ментальность" (А.Дюпон) - состояние духовности, манера думать, воспринимать мир, система символов и ценностей.

 

2. Психологические феномены, характерные для определенной эпохи, исследуются в связи с социальными, экономическими, политическими, географическими и др. явлениями. Например, общественное сознание исследуется в непрерывной связи с состоянием общества и всей его истории.

 

3. Особенности коллективной психологии изучаются, главным образом, через реконструкцию знаковых систем, характерных для данной эпохи. Семантические и семиотические системы, созданные обществом в процессе его жизнедеятельности, рассматриваются как основное средство воздействия "исторического коллектива" на личность, обусловливающее историческое своеобразие личности.

4. Для воссоздания целостного облика эпохи используется герменевтический принцип "вживания в эпоху", то есть, понимание эпохи из нее самой.

По мнению французских историков, эпоху возможно понять через реконструкцию ментальности,

через раскрытие повседневной жизни представителей различных социальных и возрастных групп,

особенности духовной и аффективной жизни человека через изучение мотивов индивидуального и коллективного поведения,

через исследование коллективных действий и коллективных эмоций.

Ярким примером воссоздания целостной историко-психологической картины эпохи является работа Й.Хейзинги "Осень Средневековья" (1919), опубликованная на русском языке в 1990 г., и положившая начало серии блистательных исследований в области исторической психологии Средневековья: Ж.Дюби, Ф.Ариас, Ж.Ле Гофф, А.Я.Гуревич .