Эмоциональная сфера младших школьников

Эмоциональные особенности дошкольников

Эмоциональная сфера детей младшего возраста

 

Для этого возраста характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоц. состояния других , а выражение эмоц. состояния (экспрессия) соответствует его реальному протеканию.

Когда дети видят, что другим плохо, они часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают , как им реагировать на происходящее. Сопереживать чужому горю начинают выучиваться между 18 и 24 месяцами.В этом же возрасте появляется социальная эмоция смущения, а за нею стыд, гордость и вина.В 2-3 года появляется социальные формы гнева - ревность и зависть. Дети сердятся и плачут, если на их глазах их мать ласкает чужого ребенка.

У детей 3 лет появляется гордость за свои достижения. Вместе с тем, незаслуженная похвала вызывает у детей смущение, неловкость. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоц. окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.

 

 

Дошкольники уже настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. Появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения, внося коррективы в их планы.

Постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние дркгих людей.

Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи. Задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируется стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности).

В преддошкольном возрасте завязываются дружеские отношения между детьми, хотя ясного понимания дружбы еще нет.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Г.М.Бреслав выделяет:

1. Отсутствие эмоц. децентрации - ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений.

2. Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого и симпатичного.

3. Отсутствие специфичного феномена эмоциональной регуляции – ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания (Это я сделал) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.

 

 

Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоц. реакциию. Вследствии этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в ту так и в другую сторону: он может как не обнаруживать имеющуюся эмоцию, так и изображать эмоцию, куторую он не переживает.

Эмоц. сфера мл. шк. характеризуется:

-Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия

- Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний – радости, печали и т. д.

- Готовностью к аффекту страха

- Большой эмоц. неустойчивостью, частой сменой настроений и бурным аффектам

- Эмоциогенным факторами здесь являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками

- Свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются. Мимика других часто воспринимается часто неверно, также как и истолкование выражения чувств окружающими.

У мл. шк. возникает способность к сопереживанию при восприятии тягостных сцен и драматических конфликтов.

К 3 классу проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам.