Вопрос 1. Правовое государство - понятие и принципы

Вопрос 4.Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации

Вопрос 3.Признаки гражданского общества

Вопрос 2.Понятие и сущность гражданского общества

Вопрос 1. Правовое государство – понятие и принципы

 

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация яв­ляется правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое госу­дарство, которое признает в качестве своих особенностей и институ­тов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учрежде­нием. Главное в идее правового государства — связанность государ­ства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возмож­ного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми норма­ми, которым обязаны подчиняться все без исключения государствен­ные органы, должностные лица, общественные объединения и гражда­не. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство зако­на. Оно выражается в том, что главные, основополагающие обществен­ные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его господ­ства, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об­щественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).

Почему характеристика правового государства связывается с вер­ховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о за­коне, а о праве в целом как системе общеобязательных норм, обеспе­чиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся. В правом государстве должны соблюдаться все пра­вовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы будут соответствовать законам — нормативным ГОСТам, принятым законодательным органом.

Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права.

При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего, нормы, выра­жающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.

Господство закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон и любая острая проблема будет решена.

Все законы должны быть опубликованы.

«Закон подлежит официальному опубликованию, — указывается в Конституции РФ (ст. 15), — неопубликованные законы не применяются. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не обоснованы официально для всеобщего сведения».

Одной из важных характерных черт правового государства связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которымимогут столкнуться граждане. Провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется неочевидным.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое государство базируется на следующих принципах:

- наи6олее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,создание для личности режима правового стимулирования (т.е. социальный аспект);

- последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федера­лизме, верховенстве закона и наличии гражданского общества.