Вопрос 1. Правовое государство - понятие и принципы
Вопрос 4.Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации
Вопрос 3.Признаки гражданского общества
Вопрос 2.Понятие и сущность гражданского общества
Вопрос 1. Правовое государство – понятие и принципы
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.
Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ).
Почему характеристика правового государства связывается с верховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся. В правом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы будут соответствовать законам — нормативным ГОСТам, принятым законодательным органом.
Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права.
При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего, нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии.
Господство закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон и любая острая проблема будет решена.
Все законы должны быть опубликованы.
«Закон подлежит официальному опубликованию, — указывается в Конституции РФ (ст. 15), — неопубликованные законы не применяются. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не обоснованы официально для всеобщего сведения».
Одной из важных характерных черт правового государства связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которымимогут столкнуться граждане. Провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется неочевидным.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое государство базируется на следующих принципах:
- наи6олее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина,создание для личности режима правового стимулирования (т.е. социальный аспект);
- последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федерализме, верховенстве закона и наличии гражданского общества.