Монтаж по Юткевичу

Монтажный образ, прежде всего, образ драматургический.

ЗАКОН ПОЛНОГО ТОКА.

Монтаж – это ритм, который возникает в первую очередь в творческой фантазии драматурга и режиссёра в процессе видения будущего произведения.

Монтажная фраза – это ритмическая организация материала, в то время как эпизод – основной компонент драматургического построения.

Таким образом, сценарный эпизод может состоять из нескольких монтажных фраз или наоборот, несколько эпизодов могут уложиться в большую монтажную фразу.

Монтажная фраза состоит из монтажных элементов, чередование которых определяет дыхание фильма, его пульс.

Эйхенбаум в статье «Проблемы стилистики» в сборнике «Поэтика кино» определяет кинофразы двух типов:

- «регрессивную», ведущую от деталей к общему;

- «прогрессивную» – от общего к деталям;

С.Юткевич добавил ещё две:

- «кольцевую» – когда монтажная фраза, начатая по принципу прогрессивной, в конце обрамляет весь фильм или эпизод в обратном порядке;

- «синкопическую», построенную на резком чередовании нескольких монтажных лейтмотивов.

Кусок от склейки до склейки – монтажный кусок.

Монтажный элемент – понятие творческое, может состоять из нескольких монтажных кусков.

Пример: Три элемента: – лицо женщины;

– мелькающие вагоны поезда;

– гнущиеся от ветра деревья.

Ритмическое чередование этих трёх элементов составит монтажную фразу. Число кусков в фразе может быть различным, однако элементов остаётся всегда только три.

Внутрикадровый темп монтажного элемента подскажет точно длину монтажного куска.

Крупный план – это ритмический акцент.

Некоторые правила сцепления монтажных образов и элементов:

- наиболее плавное восприятие зрителем достигается постепенным переходом от плана к плану (крупный – средний, средний – общий и т.д.);

Если в нужный момент нарушить эту последовательность, достигается ритмическое и зрительное воздействие.

- при переходе с плана на план подрезку делать на движении актёра или предмета;

- следить за совпадением движений мизансценического порядка в кадре (уходы из кадра, входы в кадр, движение на камеру);

- куски должны быть сцеплены по направлению движения в самом кадре; нарушение этого правила может создать сильный монтажный эффект;

- одинаковые темпы и направление движения камеры, снимающей разные объекты, могут сцепить эти куски;

- объекты, снятые в одинаковом темпе, легко монтируются друг с другом;

- монтаж осуществлять по световой и цветовой атмосфере;

– ракурс, силуэт так же могут сцепить куски..

1. Наиболее плавное восприятие зрителем монтажных элементов достигается постепенным переходом … от крупных планов к средним, от средних – к общим и т.д.

2. При переходе с плана на план подрезку необходимо делать на движении актёра или предмете.

3. Необходимо тщательно следить за совпадением движений мизансценического порядка в кадре (уходы из кадра, входы в кадр, движение на аппарат и от него).

4. Куски должны быть, как правило, сцеплены по направлению движения в самом кадре.

5. Куски монтируются между собой по движению не только внутри кадра, но и по движению самого кадра (движущаяся камера). Одинаковые темп и направление движения камеры, снимающей самые различные объекты, могут сцепить эти куски.

6. Самые различные объекты, снятые в одинаковом темпе, легко монтируются друг с другом.

7. Куски могут быть смонтированы по световой атмосфере. Общая тональность куска, световая его насыщенность, характер света – вот признаки, по которым могут быть соединены различные монтажные элементы.

8. Композиционное построение кадра, чисто графическое сходство несходных предметов (ракурс, силуэт) так же могут помочь плавному переходу внутри монтажной фразы.