Радикальные и национальные идеологии.

Важную часть политических идеологий современности составляют идеологии, развивающиеся в русле радикальных традиций. Радикальные идеологии находят необходимым изменение политического и общественного строя коренным образом. Различают правый и левый радикализм. Праворадикальная идеология проявила себя в различных формах и главным образом в виде фашистского движения.

В настоящее время сложилось двойственное восприятие фашизма. Одни понимают под ним конкретную форму политической идеологии, сформировавшуюся в Германии, Италии, Испании в 20-е годы XX столетия и служившие средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Другие считают, что фашизм – это идеология, не имеющая определенного содержания и возникающая там, где политические силы ставят цель подавления демократии, захвата и использования власти.

Политическая основа фашизма везде выражала интересы кругов общества, оказывавших финансовую и политическую поддержку и стремившихся подавить демократию.

Исторической родиной фашизма считается Италия и Германия, а родоначальником фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Бенито Муссолини.

В центре фашистской идеологии находятся идеи военной экспансии, воинствующего антикоммунизма, расизма, шовинизма, а также применение крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, широкое распространение государственно-монополистических методов регулирования политики и экономики, демагогия с целью создания массовой базы для фашистских партий и организаций.

Классической формой фашизма являлся национал-социализм А. Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась особым реакционным иррационализмом, высоким уровнем тоталитарной организации власти и крайним расизмом. В концепции германского фашизма основным являлось сохранение чистоты крови и расы. Теоретики германского национал-социализма выстроили свою идеологию, отдав приоритетное место в ней некоемому выдуманному народу – «арии». Следовательно, к настоящим «ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд североевропейских народов. Государству отводилась второстепенная роль, первостепенным же стояло сохранение чистоты расы.

Фашизм сыграл решающую роль в развязывании Второй мировой войны, но потерпел военное и моральное поражение. Однако вскоре он возродился в форме неофашизма. Неофашистские силы применяют т.н. «стратегию напряженности», организуя террористические и другие акции, чтобы создать у политически неустойчивой части населения мнение о неспособности действующего правительства обеспечить общественный порядок, таким образом, толкая группы избирателей в «объятия» неофашистов. Действия «неофашистских» групп и движений ставили под угрозу демократические институты в различных странах, служили и служат возбудителем политических кризисов и напряженности.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой фашизма (правого радикализма) явились доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, социальных, классовых, этнических групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистическая, ни социалистическая идеология, основанные на принципе социального переустройства общества, сохраняя привилегированное положение для какой-либо социальной группы, слоя и предлагающие радикальные методы и средства для обеспечения этим группам соответствующего социального статуса.

Леворадикальное течение исторически возникло как реакция на социальную дифференциацию, ограниченность либеральной доктрины, элитарный характер демократии и т.д. В период победы нескольких буржуазных революций в Европе возникли самостоятельные леворадикальные движения. Одновременно с этим в Европе возникла леворадикальная идеология, которая при внутренней неоднородности и неопределенности имела ярко выраженный антиконсервативный и антилиберальный характер.

Развитие леворадикальной идеологии, комплекса идей и концепций происходит постепенно. Левый радикализм все чаще обращается к принципам и идеям, развивающимся в русле социалистической мысли, но главное в том, что леворадикальное течение всегда пыталось найти точку опоры, которая могла бы не только обосновать его позиции, но и быть символом протеста. Концепция левого радикализма опирается на широкий круг идей и принципов, что объясняется его скорой эволюцией в течение нескольких десятилетий и неоднородностью внутренней структуры. Объектом критики левого радикализма становились большой бизнес, военно-промышленный комплекс. На первый план выдвигались политические требования. Несмотря на правомерность большинства требований и их закрепление в Конституции, они воспринимались властью как некий вызов, политическая агрессия и встречали резкое противодействие. Поэтому в дальнейшем стали выдвигаться требования, носившие бунтарский характер, направленные на разрыв с устоявшейся системой и ее разрушение. Но система выстояла, и левый политический радикализм пошел на спад. Его участники разошлись по экстремистским и террористическим группам.

Вместе с вышеуказанными идеологиями в мире большую роль играют национальные идеологии, особенно в странах, где идет процесс становления национальных общностей. Национализм трактует «нацию» как высшую внеисторическую и надклассовую форму общественного единства. Для национализма характерны идеи национального единства и исключительности, получающие развитие в зависимости от исторической обстановки и межнационального общения.

В целом, идеологии этого типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связаны с национальной принадлежностью. В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать требования защиты культурной самобытности, увеличения геополитического пространства или защита собственных территорий и суверенитета от внешних посягательств.

Мощной поддержкой национальных идеологий идет со стороны религиозных вероучений. В целом, сфера национальных отношений необычайно сложна. С позиций национальных идеологий может осуществляться политика защиты культурной самобытности и политических прав нации, собственных территорий и национального суверенитета от внешних посягательств. С этих же позиций могут стимулироваться настроения этнического гегемонизма, провоцироваться конфликты и прямые военные действия.

Сосуществование в реальности и взаимодействие идеологических течений в политической науке обозначаются термином «дискурс». Он предполагает целый спектр вариантов возможного взаимодействия: от неприятия и дистанцирования друг от друга до объединения и взаимного проникновения идеалов, норм и других элементов идеологий.

Все происходящее в XX веке существенное влияние на характер взаимодействия идеологий между собой во всем мире и отдельных странах. Конкуренция либеральной и социалистической идеологий, господствующая в XIX веке, сменилась на противодействие между идейными течениями, поддерживающими гуманизм, человечность и демократию, и доктринами, выдвигающими насилие, террор как один из методов реализации своих идей.

Таким образом, эволюция идеологических систем проходила по двум направлениям:

- сближение и синтез определенных положений политических доктрин и философии либерализма, консерватизма, социал-демократии и т.д.

- противостояние им фашизма, экстремизма, шовинизма и других аналогичных идеологических течений.

В условиях современности идеологические течения сближаются и объединяются по некоторым критериям, таким как: вопросы демократии, признание прав человека как главного критерия политики, защита моральных и семейных ценностей и т.д. Такая ситуация ведет к снижению накала идеологического противоречия.

В целом, для устойчивых, стабильных государств демократической ориентации характерна в данный период приглушенность идеологических споров. А там, где продолжается идеологическая борьба, происходит нарастание политической напряженности общества. Особенно ярко это выражается в фактах политического терроризма.

 

Вопросы для повторения:

1. Какова роль и назначение политической идеологии в жизни личности и общества?

2. Какие функции выполняет идеология в обществе?

3. Что отличает идеологию от религии, пропаганды?

4. По каким признакам различаются политические идеологии?

5. Охарактеризуйте различные идеологии: консерватизм, либерализм, фашизм, марксизм и т.д.

Литература:

Абсатаров Р. Национальные процессы : особенности и проблемы. Алматы, 1995

Арынова Р. Национальная идея для Казахстана: пути поиска.- Саясат, 1998,№2.

Ахметова Л. О патриотизме и идеологии общенациональной государственности. – Мысль, 1995,№11.

Бабакумаров Е.Ж., Машанов М.С., Шоманов А.Ж. Возможные варианты развития политического процесса в Казахстане в контексте структуры массового политического сознания.- Саясат, 1996,№5,с.3-22.

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Василика М. Политология. Киев, 2000.

Верховенство права: Сборник статей политологов США. – М., 1992.

Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.,1981.

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

Дарендорф Р. От социального государства к цивилизованному обществу // Политические исследования. 1993. №5.

Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алматы,1988.

Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова А.М. Введение в политологию. Алматы,1998.

Дубицкая В. Телевидение. Мифотехнологии в электронных СМИ. М.,1998.

Ишмухамедов А. К формированию государственной национальной идеи в Казахстане.- Саясат,2001,№7-8.

Кадыржанов Р.К. Восприятие демократии населением современного Казахстана.- Саясат, 2001, №7-8.

Калмырзаев А. Национальный менталитет и национальный дух.- Саясат,2000, №8-9.

Капесов Н.К. Основы политологии. Алматы,1995.

Козлихин И.Ю. Идея правого государства: история и современность. СПб, 1993.

Липсет С. Третьего пути не существует: Перспективы левых движений. // Полис. 1991. № 5, 6.

Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

Мирский Г.И. «Политический ислам» и западное общество. // Полис, 2002, №3.

Московичи С. Машина, творящая богов. М.,1996.

Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождение евразийской цивилизации. М.,2000.

Проблемы государственной и национальной идентичности в Казахстане. Под ред. Сатпаева Д. Алматы, 2001.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политическую науку. М,2000.

Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1999.

Тощенко Ж.Т., Байков В.Э. Политическая социология: состояние, проблемы, перспективы // Социологические исследования. 1990. №9.

Фоли Дж. Энциклопедия символов и знаков. М.,1996.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1992.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, № 1.