Критерии эффективности службы защиты информации. Методы оценки качества службы защиты информации. Пути и способы повышения эффективности управления службой защиты информации.

Цели планирования. Виды планирования, их назначение. Содержание и структура планов. Технология планирования. Методы и форма контроля выполнения планов

Организационно-штатная работа включает в себя:

· обобщение и анализ изменений в деятельности службы безопасности и подготовку предложений по приведению его организационно-штатной структуры в соответствие с объемом выполняемых задач;

· разработку структуры и формирование штатов службы безопасности и подчиненных ему подразделений;

· учет и анализ штатной численности службы безопасности по категориям и подразделениям;

· выработку предложений по наиболее рациональному и эффективному использованию имеющихся сил и средств, распределению и перераспределению имеющейся и дополнительно выделенной штатной численности;

· расчет нагрузки на сотрудников всех подразделений службы безопасности.

Организация эффективного использования связи

В целях эффективного использования системы связи штаб:

· разрабатывает основополагающие документы (планы связи, распоряжения по связи, схемы организации радио- и проводной связи, таблицы позывных должностных лиц, наставления, инструкции и методические пособия) по вопросам организации и эксплуатации средств связи;

· организует стационарные и передвижные узлы связи;

· определяет лиц, имеющих в использовании средства связи, а также порядок пользования этими средствами;

· создает резерв средств связи;

· разрабатывает и реализует мероприятия по организации контроля за использованием средств связи. Цели, задачи, функции и другие вопросы деятельности штаба обычно отражаются в положении о штабе, примерный образец которого приведен в приложении 6. После утверждения руководством службы безопасности и предприятия целей, задач и функций штаба необходимо сформировать его структуру.

В составе штаба целесообразно создать следующие подразделения: анализа и планирования, связей с общественностью, ресурсного обеспечения, дежурной части, справочно-информационного фонда, кабинета передового опыта, организационно-инспекторского, юридической и криптофафической защиты.' Все подразделения штаба условно можно разделить на 4 группы:

26. аналитические (отделение анализа и планирования, справочно-информационный фонд, кабинет передового опыта);

27. организационно- управленческие (дежурная часть и организационно-инспекторское отделение);

28. вспомогательные (отделение по связям с общественностью и отделение по ресурсному обеспечению);

29. внешней и внутренней защиты (юридическое отделение, криптографическая группа).

Более четкое представление о разграничении структурных подразделений штаба между собой возможно на основе таких параметров, как их задачи и формы представления результатов работы (см. табл. 9).

Таблица 9

№№ Наименованиелие пп подразделения Задачи Форма представления результатов работы
1. Отделение (сектор, группа, сотрудник) анализа и планирования.Качественное составление и своевременное представление на утверждение проектов комплексных планов; разработка аналитических материалов. Планы; справки о реализации планов; график реализации плановых мероприятий; аналитические обзоры.  
2. Отделение (сектор, группа, сотрудник) по связи с общественностью. Формирование положительного образа сотрудника службы безопасности в глазах общественности. Обзоры; газетные публикации; видео материалы; брошюры и т.д.
3. Отделение (сектор, группа, сотрудник) по ресурсному обеспечению. Своевременное, качественное и полное обеспечение заявок подразделений службы безопасности материально-техническими, кадровыми,финансовыми и информационными ресурсами. Заявки; справки о выполнении заявок; графики обеспечения заявок; нормы обеспеченности и т.д.
4. Дежурная часть. Оперативное управление деятельностью сотрудников подразделений, включенных в работу суточных нарядов. Графики; журналы; докладные записки и т.д
5. Справочно-информационный фонд. Своевременное обеспечение сотрудников службы безопасности информацией общего характера (обстановка во внешней среде, правонарушительство на объекте, деятельность службы безопасности и т.д.). Аналитические обзоры; справочники; сборники правовых актов; научная литература; периодическая печать и т.д.
6. Кабинет передового опыта. Обобщение и распространение передового положительного опыта работы отдельных сотрудников. Бюллетени; буклеты; альбомы; брошюры и.т.д.
7. Организационно-инспекторское отделение (сектор, группа). Организация взаимодействия между подразделениями службы безопасности и контроль за их деятельностью. Планы; графики; справки;акты и т.д.
8. Криптографическая группа. Преобразование (шифрование) информации для ее защиты от незаконных пользователей. Шифросистемы.
9. Юридическое отделение (группа, сектор, юрисконсульт). Юридическая защита интересов службы безопасности и ее сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей Исковые заявления; судебные решения и.т.д.

Силы и средства штаба и методы деятельности его сотрудников носят специфический характер. К силам относятся сотрудники, имеющие лицензию частных охранников или детективов и не имеющие ее (юристы, специалисты по шифросистемам, сотрудники подразделения по связи с общественностью и т.д.). Особые требования предъявляются к сотрудникам первой группы, которые должны иметь некоторый опыт работы в аналитических, штабных подразделениях или в дежурных частях правоохранительных органов.

В то же время каждый сотрудник штаба должен знать основы деятельности службы безопасности и ее подразделений, их .задачи и возможности; четко выполнять свои должностные обязанности; уметь анализировать, оценивать и кратко докладывать криминогенную обстановку; быстро и точно производить необходимые расчеты; качественно готовить штабные документы; знать и строго соблюдать требования по обеспечению коммерческой тайны; постоянно повышать уровень профессиональных и специальных знаний, совершенствовать практические навыки в штабной работе; объективно оценивать результаты деятельности подразделений службы безопасности.

Среди средств штабной работы в первую очередь следует выделить материально-технические и информационные средства. К материально-техническим средствам относится оборудование для пультов дежурных частей, компьютерные системы, вычислительная техника и т.д. В число информационных средств входят различного рода учеты,

справочники, сборники правовых актов, печатные публикации, сводки, аналитические материалы и т.д.

Особенностью финансового обеспечения штаба является относительно высокая, по отношению к другим подразделениям, оплата труда сотрудников, что вполне объяснимо, т.к. почти все они должны быть набраны из числа высококлассных специалистов.

Сотрудники штаба с учетом специфики своей работы могут применять методы деятельности, среди которых прежде всего упомянутые в ст. 5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», если они не противоречат требованиям, изложенным в этом Законе. Например, опрос граждан и должностных лиц (с их согласия) производится только с целью получения сведений о работе сотрудников других подразделений службы безопасности.

Аналогичным образом применяются и другие методы (наведение справок, внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение, в т.ч. электронное). Однако основным методом следует, видимо, признать изучение документов. В то же время надо подчеркнуть, что только комплексное применение вышеупомянутых методов может дать положительные результаты. Параллельно с методами, применение которых законом разрешено, штабные работники широко используют и такие общенаучные методы, как системный подход, моделирование, эксперимент и т.д.

Для объективной оценки деятельности штаба необходимо разработать соответствующие критерии и показатели его деятельности.

Критерием эффективной деятельности штабного подразделения можно признать качество его управленческого воздействия на подразделения службы безопасности в целом и его подразделений в отдельности. Показателями, раскрывающими этот критерий, являются: степень достижения цели планов; своевременное и полное обеспечение ресурсами подразделений службы безопасности по установленным нормам; оперативное и качественное выявление недостатков и положительного передового опыта, выявленного в процессе контроля и комплексного инспектирования; достаточное и своевременное предоставление сотрудникам службы безопасности установленных видов информационных документов.

 

Анализ практики функционирования служб безопасности позволяет утверждать, что слабая эффективность их деятельности в значительной степени является следствием сущестования различных проблем. Все эти проблемы настолько переплетены друг с другом, что разграничение их между собой на практике невозможно. Тем не менее автор посчитал необходимым сделать это, так как разграничение этих проблем позволяет в самом общем виде сформулировать способы их решения. Проблемы эти можно свести в четыре группы: правовые, организационные, кадровые и экономические. Рассмотрим эти проблемы и краткие предложения по их решению.

20. Отсутствие типового устава службы безопасности. Разработку, утверждение и официальное опубликование типового устава службы безопасности можно поручить Министерству юстиции РФ.

21. Неэффективное взаимодействие служб безопасности с право-охранительными и контрольно-надзирающими органами.
Правила и процедуры такого взаимодействия для каждого органа отдельно в рамках его компетенции могут быть определены в специальном постановлении Правительства России.

22. Запрет на ношение и применение оружия при охране жизни и здоровья физических лиц. Такой бессмысленный и необоснованный запрет легко отменить путем внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.

23. Отсутствие закрепленного в законе перечня основных функций службы безопасности.
Необходимо в соответствующий раздел Закона «О частной детек-тивной и охранной деятельности в Российской Федерации» внести в качестве поправки исчерпывающий перечень этих функций.

24. Сдерживание развития службы безопасности в связи с высокими налоговыми платежами.
В законодательном порядке установить перечень налогов, сборов и т.д. для служб безопасности и льготного режима налогообложения в начале их деятельности ( на год, три и т.д.).

25. Отсутствие самостоятельного статуса службы безопасности.
Внести необходимые поправки в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» для признания службы безопасности как самостоятельной коммерческой негосударственной правоохранительной организации, т.е. юридическим лицом.

26. Запрет об оказании службой безопасности предприятия услуг другим физическим и юридическим лицам. Внести необходимые поправки в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с оговоркой, что такие услуги служба безопасности может осуществлять с согласия руководства предприятия-учредителя.

27. Отсутствие методики определения необходимого количества сотрудников службы безопасности для данного предприятия. Какая-либо общественная организация (фонд), занимающаяся проблемами безопасности в сфере предпринимательства, могла бы объявить конкурс на разработку такой методики.

28. Совмещение функций выдачи лицензии, регистрации и контроля за деятельностью служб безопасности у одного органа. Представляется, что выдача лицензий, регистрация сотрудников и самой службы безопасности должны быть закреплены за органами Министерства юстиции, функцию же контроля оставить за органами внутренних дел.

29. Отсутствие у руководителей служб безопасности необходимых правовых и организационно-управленческих знаний, умений и навыков. Разработка для этой категории руководителей силами преподавателей негосударственных образовательных учреждений программ спецкурсов.

30. Запрещение выдачи лицензий гражданам, имеющим судимость за совершение только умышленного преступления. Целесообразно дополнить ст. 6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» запретом на выдачу лицензий также гражданам, имеющим непогашенную судимость и совершивших неумышленные преступления.

31. Отсутствие нормативных оснований для одностороннего рас-торжения договора с предприятием-учредителем. Необходимо в законодательном порядке зафиксировать такие основания, как противоправные действия руководства предприятия-учредителя, задержки с выдачей зарплаты, незаконные указания, так как существующий в законодательстве порядок расторжения договора не содержит ясного и исчерпывающего перечня таких оснований.

32. Несовершенство статистического учета результатов деятельности службы безопасности. Целесообразно создание в органах Министерства юстиции единого и детального учета результатов деятельности служб безопасности по муниципальным территориальным образованиям, регионам и стране в целом.

33. Запрет на выдачу лицензии бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год. Практика показала, что такой запрет необходимо отменить путем внесения поправок в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Привлечение этой категории законопослушных и профессионально грамотных сотрудников к работе в службах безопасности (например, в штабных подразделениях) только укрепит в них состояние законности и дисциплины.

34. Невозможность действий сотрудников службы безопасности вне государственной территории Российской Федерации. Решение этой проблемы видится в подписании межправительственнных соглашений, регламентирующих порядок действий сотрудников службы безопасности на территории другой страны.

35. Запрет на создание службы безопасности для группы предприятий и коммерческих организаций.
Такой запрет нелогичен, поскольку толкает их руководителей к обеспечению собственной безопасности неправовыми средствами. Устранить этот запрет можно внесением соответствующей поправки к Закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

36. Необходимость письменного согласия предпринимателя при заключении им коммерческого контракта на выяснение биографических и других характеризующих личность контрагента данных. Общеизвестно, что на практике такое согласие никогда не дается. Следует внести соответствующие коррективы в действующее законодательство, т.к. предпринимательская деятельность в условиях риска требует, среди прочего, информацию о личности делового партнера.

37. Несоответствие между декларируемой в Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» общей позицией законодателя о признании частных охранно-детективных структур коммерческими организациями и закреплением в этом же Законе статуса служб безопасности как структурных подразделений предприятия. Целесообразно внести поправку к Закону о признании службы безопасности коммерческой организацией, имеющей право заключать договора на обслуживание многих предприятий.

Совершенно очевидно, что автором перечислена только часть проблем деятельности служб безопасности предприятий. Однако сама их постановка позволяет утверждать, что рано или поздно решать их придется. Автору остается только надеяться, что свои размышления, предложения, советы и т.д., изложенные в настоящей работе, подтолкнут внимательного и пытливого читателя к формулированию других проблем деятельности служб безопасности и предложений по их решению.

 

 

В процессе работы службы безопасности регулярно возникает необходимость контроля за выполнением как плановых мероприятий, так и эффективностью деятельности подразделений. Эту работу организует начальник штаба в рамках своей компетенции или по указанию своего непосредственного начальника. Надо сказать, что контроль этот не является всеобъемлющим (в силу малочисленности со-трудников штаба), а выборочным. Объектами контроля становятся те «болевые точки», изучение которых позволит сделать вывод об эффективности деятельности либо подразделения, либо службы безопасности в целом. Например, контроль за обеспечением пропускного режи-ма необходим для объективной оценки степени защищенности всего охраняемого объекта.

Для повышения эффективности контроля необходимо в обязательном порядке проверять фактическое устранение недостатков, выявленных в процессе первичного контроля («контроль за контролем»). Регулярные проверки осуществляются с применением досье контроля на определенный объект. Фиксируются не только недостатки, но и положительный опыт в работе.

Комплексное инспектирование подчиненных подразделений.

Отдельные контрольные проверки не позволяют оценить деятельность подчиненных подразделений в целом. Оценка возможна только по итогам комплексного инспектирования. В ходе инспектирования обследованию подлежит как деятельность всего подразделения в це-лом, так и его групп (секторов) и каждого сотрудника. Системный анализ позволяет выявлять недостатки и положительные результаты, тенденции развития, профессиональный уровень сотрудников и т.д.

Поскольку в ходе комплексного инспектирования требуется произвести глубокий и качественный анализ, то необходимо предоставить инспекторской группе значительное время, в связи с чем не рекомен-дуется проводить такое инспектирование чаще, чем один раз в год.

По итогам инспектирования составляется акт, который представляется руководителю службы безопасности (второй экземпляр вручается начальнику инспектируемого подразделения). Представляется, что этот акт, видимо, должен быть формализованным, поскольку это позволит проследить динамику изменений в инспектируемом подразде-лении за несколько лет.

Организация взаимодействия и координации между подразделениями.

Организация взаимодействия условно подразделяется на два вида. Во-первых, постоянное взаимодействие между подразделениями, которое требует организующего воздействия со стороны штаба. Например, при проведении длительных по времени и крупных по масштабу привлекаемых сил и средств комплексных операций (борьба с кражами, обеспечение порядка во время ярмарок, специализированных выставок и т.д.).

Во-вторых, временное взаимодействие для решения повседневных конкретных задач. Примером может служить контроль за несением службы охранниками на своих постах и маршрутах; своевременное введение в действие сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций (119;201) доведение до сведения сотрудников подразделений необходимой информации и т.д. При организации взаимодействия между подразделениями возникает опасность вторжения штаба в их компетенцию. Избежать этого можно путем четкого разграничения функций.

Такое взаимодействие можно квалифицировать как вертикальное (участники разных ступеней иерархии), информационное (обмен информацией), консультационное (методическое), организационное (установление регламентов, нормативов и пр.) и формальное. В отличие от организации взаимодействия, координировать может только штаб, наделенный соответствующими полномочиями по отношению к остальным подразделениям службы безопасности. Координация заключается в согласовании и упорядочении действий этих подразделений.

По своему характеру координационная деятельность штаба может быть превентивной (направленной на сохранение существующей схемы работы) и стимулирующей (направленной на улучшение деятельности системы даже при отсутствии конкретных проблем).