Континентальный шельф и экономическая зона

Континентальный шельф – поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориальных вод до глубины 200 метров или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.

Внешняя граница шельфа конвенции не установлена и может сдвигаться в море по мере дальнейшего развития технических средств.

Исключительная экономическая зона – район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, подпадающий под действие особого правового режима. Его ширина не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий.

Прилежащая зона – часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Прилежащая зона не должна превышать 24 морских миль, которые отсчитываются от тех же линий, что и территориальное море.

Континентальный шельф и экономическая зона являются территориями со смешанным режимом, т.е. их правовой режим устанавливается совместно МП и национальным законодательством.

В МП основной документ – Конвенция 1982 г. по морскому праву.

В РФ – ФЗ «О континентальном шельфе» ФЗ «Об исключительной экономической зоне».

Государство обладает рядом суверенных прав на континентальном шельфе и в экономической зоне.

К ним относится:

1. разведка и добыча полезных ископаемых,

2. использование морских живых ресурсов.

Государство самостоятельно устанавливает допустимый улов в экономической зоне. Государство может на возмездной основе предоставлять право доступа к допустимому улову иностранным государством.

Также такие права, как создание искусственных островов, прокладывание кабеля, трубопроводов.

Государство само устанавливает контроль за охраной окружающей среды на континентальном шельфе и в экономической зоне.

Государство вправе использовать континентальный шельф и экономическую зону любым способом, который не наносит ущерба окружающей среде.

Государство может устанавливать за пределами экономической зоны безопасности протяженностью до 500 метров.

7. М/н правовой режим Антарктики и правовой режим Арктики

Правовой статус Антарктики:

1. Договор об Антарктике 1959 г. (1961 г). участвует 46 государств

В этом договоре заморожены все претензии на Антарктику

Антарктика объявлена территорий с м/н правовым режимов, это значит, что ее правовой режим устанавливается только МП. Все государства могут на равных основаниях использовать эту территорию. На территории Антарктики запрещается использование или испытание каких-либо видов оружия. Данную территорию нельзя использовать в качестве театра военных действий. Военную технику на этой территории можно использовать только в мирных целях. Разрешается проведение научных исследований в Антарктике. За соблюдением этого договора осуществляют контроль эксперты ООН, которые имеют право доступа на любой объект на территории Антарктики, а также в любое время.

2. Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 г.

Запрет промысла тюленей на территории Антарктики.

3. Конвенция о сохранности морских и животных ресурсах Антарктики и Арктики 1980 г.

4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Правовой статус Арктики:

1. Конвенция о сохранности морских и животных ресурсах Антарктики и Арктики 1980 г.

2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

3. Договор м/д Россией и Норвегией о разграничении акватории Баренцева моря 2010 г.

Территория Северного полюса разделена на Сектора м/д РФ, США, Канада, Норвегия и Дания.

Сектора являются территорией, на которой государства могут осуществлять хозяйственную деятельность. Сектора не являются территорией государства. Границы секторов не являются границами государства. Ширина сектора зависит от ширины северной границы государства.

Северный Ледовитый океан является территорией с м/н правовым статусом, фактически она используется полярными государствами как государственная территория.

8. М/н правовой режим морского дна открытого моря

М/н правовой режим морского дна открытого моря был впервые установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

М/н правовой режим этой территории состоит из прав и обязанностей государств по использованию этого пространства.

Права:

1. свобода использования и исследования морского дна открытого моря в мирных целях, в т.ч. археологические исследования,

2. свобода разведки и добычи полезных ископаемых,

3. свобода прокладки кабелей и трубопроводов.

Обязанности:

1. использовать те технические средства, которые наносят наименьший ущерб окружающей среде,

2. сохранять окружающую среду,

3. не загрязнять окружающую среду,

4. сохранить ресурсы морского дна открытого моря для следующих поколений,

5. ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде района морского дна открытого моря.


 

Тема: Международное воздушное право

1. Понятие, источники и принципы МВП

2. Правовое регулирование осуществления полетов над территорией с государственным режимом.

3.М/н правовое регулирование осуществления полетов над территориями с государственно-правовым режимом.

4. Коммерческие свободы воздуха.