Правовой режим открытого моря. Изъятие из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря

Внутренние морские воды. Правовой режим морских портов. Правовой режим территориального моря (территориальных вод)

МУС

Международный трибунал по бывшей Югославии.

Был учрежден на основании резолюции Совета Безопасности ООН от 25.05.1993 г. этой же резолюцией был утвержден устав.

Юрисдикция этого трибунала временная, она распространяется на события, которые происходили на территории Югославии в течение 1991 г.

Основной применимый документ – Женевская конвенция 1949 г.

Трибунал не имеет права принимать решение о назначении смертной казни. Высшая мера наказания – пожизненное заключение.

МУС действует на основании римского статута МУС. Он имеет юрисдикцию в отношении д/л тех государств, которые ратифицировали статут.

При суде есть апелляционная палата, а также канцелярия прокурора.

Судьи избираются тайным голосованием на заседании ассамблеи государств-участников. Каждый судья может занимать свою должность в течение 9 лет. В статуте не предусмотрено право на переизбрание.

Суд не может выносить решение о применении смертной казни. Суд рассматривает вопросы об ответственности д/л государств-участников в том случае, если сами государства этого не сделают, за исключением случае, когда было назначено слишком мягкого наказание, или когда есть свидетельство того, что государство укрывает это лицо от применения мер.

Вопрос о привлечении к ответственности ставится канцелярией прокурора.


 

Тема: Международное морское право

1. ММП – понятие, источники, принципы

2. Внутренние морские воды. Правовой режим морских портов. Правовой режим территориального моря (территориальных вод)

3. Правовой режим открытого моря. Изъятие из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря

4. Правовой режим м/н проливов и каналов. Правовой режим Суэтского и панамского канала

5. Архипелажные воды. М/н реки

6. континентальный шельф и экономическая зона

7. М/н правовой режим Антарктики и правовой режим Арктики

8.М/н правовой режим морского дна открытого моря

1. ММП – понятие, источники, принципы

ММП – отрасль МП, нормы и принципы которой регулируют отношения государств по использованию морского пространства.

ММП – одна из древнейших отраслей МП.

Большинство источников этой отрасли – м/н правовые обычаи.

Основным договором в области ММП является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

К принципам ММП относят:

1. принцип флага корабля в открытом море, т.е. на морское судно, находящее в открытом море, распространяется юрисдикция того государства, под чьим флагом оно осуществляет плавание.

2. принцип не нанесения ущерба окружающей и природной среде открытого моря и района морского дна открытого моря, т.е. государства должны использовать при освоении открытого моря такие технические средства, которые наносят наименьший ущерб его окружающей или природной среде.

3. принцип ответственности за нарушение ущерба окружающей и природной среде открытого моря и района морского дна открытого моря.

Внутренними водами государства являются воды рек, озер, каналов и иных водоемов в пределах государственных границ, в том числе и пограничные воды.

Внутренними морскими водами являются морские воды, включая воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, также воды портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также сюда относятся исторические моря и заливы.

Территориальное море – полоса/часть моря/океана, прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства или к его внутренним водам и составляющая часть государственной территории.

Ширина территориальных вод не должна превышать 12 морских миль, если по историческим причинам это море не является более широким.

Правовой режим портов определяется сами государством, т.е. само государство устанавливает правила захода и выхода из порта. Обычно гражданские суда пользуются большей свободой, чем военные.

Военные суда заходят в порт иностранного государства только по специальному разрешению.

Правовой режим внутренних вод, территориального моря устанавливается самим государством. МП устанавливает правила отсчета.

Открытое море – морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажный и внутренних вод, исключительных экономических зон какого-либо государства, находящееся в свободном и равноправном использовании всех государств в соответствии с принципами и нормами МП.

Иногда он называется нейтральными водами.

Открытое море – территория с м/н правовым режимом, т.е. правовой статус этой территории устанавливается МП.

Правовой режим открытого моря представляет собой совокупность прав и обязанностей государств в области использования открытого моря.

Принципы и свободы ММП:

1. принцип свободы использования открытого моря, ему соответствует свобода использования открытого моря, т.е. любое государство может использовать открытое море в мирных целях. Государства обладают равными правами в области использования открытого моря.

2. принцип свободы проведения научных исследований в открытом море. Ему соответствует свобода проведения научных исследований в открытом море. Все государства на равных основаниях имеют право проводить научные исследования в открытом море.

Принцип свободы судоходства, которому соответствует свобода судоходства, т.е морское судно любого государства может беспрепятственно осуществлять морское плавание в открытом море. Воспрепятствование осуществлению свободы судоходства в открытом море является м/н противоправным деянием.

3. принцип свободы полетов над открытым морем и ему соответствует свобода полетов над открытом морем.

4. принцип свободы рыболовства и промысла, ему соответствует свобода рыболовства и промысла, т.е. морские суда любого государства могут осуществлять промысловую деятельность в открытом море.

5. свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну открытого моря

Т.е. по дну открытого моря все государства могут прокладывать кабели, трубопроводы, при этом должны учитывать проложенные кабели, трубопроводы.

6. свобода создания установок и искусственных островов в открытом море.

Изъятия (исключения) из принципа флага корабля в открытом море: если есть основания полагать, что судно занимается:

- пиратством,

- перевозкой рабов,

- незаконной перевозкой наркотический средств и психотропных веществ,

- незаконным радио- и/или телевещанием,

- незаконной перевозкой ядерных материалов.

В этом случае можно остановить и осмотреть судно по подозрению в совершении указанных деяний, и в случае, если информация подтвердилась, то военное судно препровождает арестованное судно в порт своей приписки, т.е. приписки военного судна, вопрос об ответственности экипажа арестованного судна решается по законодательству того государства, чье военное судно произвело арест.

В том случае, если информация занимается противоправной деятельность, но экипаж не дает осмотреть судно, осуществляется преследование по горячим следам.

Оно осуществляется военно-морским судном, начинается либо в территориальных водах, либо в открытом море, осуществляется в открытом море и заканчивается в момент захода преследуемого судна в территориальные воды иностранного государства.

4. Правовой режим м/н проливов и каналов. Правовой режим Суэтского и панамского канала

В отношении м/н проливов действуют следующие НПА:

1.Лондонская конвенция о проливах 1841 г. (Россия, Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия)

2. Конвенция Монтре (Швейцария) 1936 г. (СССР, Турция, Великобритания, Франция, Болгария и др.)

Под проливами понимают объекты естественного происхождения, которые соединяют м/д собой море и океан или разные части одного моря.

Проливы используются для непрерывного морского судоходства.

Конвенция о Суэтском канале 1888 г. (Австро-Венгрия, Великобритания, Россия и др.)

Договор о Панамском канале 1977 г. (США и Панама)

Под каналами понимают объекты искусственного происхождения, используемые для морского судоходства и соединяющие м/д собой море и океан или разные части одного моря.

Государство, на чьей территории находятся проливы и каналы, обладают рядом суверенных прав в отношении этих объектов:

1. правила прохода через пролив или канал,

2. могут взимать плату за проход через пролив или канал (зависит обычно от тоннажа (веса) судна, которое проходит через пролив (канал).

Иностранные суда имеют право:

1. проходить через проливы и каналы (право мирного прохода)

2. могут останавливаться в акваториях проливов и каналов, но не блокировать их.

Военные суда, если они находятся на территории канала или пролива, не должны выгружать на берег оружие и принимать его на борт, не должны высаживать или принимать на борт военнослужащих.

5. Архипелажные воды. М/н реки

Конвенция по морскому праву 1982 г. – основной документ.

Признаки:

1. в составе территории государства-архипелага не должно быть континентальной части,

2. соотношение суши и воды в границах государства-архипелага должно быть от 1:9 до 9:9. Если суши больше чем воды по площади, то это островное государство,

3. архипелажная линия – линия, которая объединяет м/д собой наиболее выступающее в сторону моря точки островов или обсыхающих морских рифов.

Длина архипелажных линий не должна превышать 100 морских миль. Допускается, что 3 % ото всех архипелажных линий могут составлять 125 морских миль.

4. все государства-архипелаги – бывшие колониально-зависимые государства.

Архипелажный проход – водный или воздушный коридор, по которому иностранные морские или воздушные суда могут осуществлять непрерывное плавание или полет

Ширина архипелажного прохода должна составлять не менее 50 миль. Место нахождения архипелажного прохода устанавливается самим государством-архипелагом.

М/н реки – реки, которые проходят через территорию нескольких государств. Их принято подразделять на м/н и многонациональные.

М/н реки имею выход к открытому морю, а многонациональные такого выхода не имеют.

М/н реки часто используются в качестве естественной границы. Граница проходит либо по середине реки, либо по тальвегу (наиболее глубокому месту судоходной реки).

Правовой статус м/н рек определяется самими прибрежными государствами. Это один из немногих договоров, где можно предусмотреть права и обязанности для 3 лиц. Правовой режим все м/н рек абсолютно разный.

Третьи государства обладают правами использовать м/н реки для мирного прохода.