Будущее

Лекция 9.

Тема 14. Глобальные проблемы современности и будущее человечества

/ 2 часа /

План занятия:

1. Прогностическая функция философии и её основные аспекты.

2. Понятие футурологии и социального прогнозирования.

3. Глобальные проблемы современности: человек и природа.

4. Философская культура личности и профессионализм.

Темы докладов и рефератов:

1. Проблемы и противоречия глобального развития.

2. Экологический императив в проблематике: человек и природа.

3. Россия в диалоге культур и цивилизаций.

4. Философская культура личности.

Литература:

Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000.- М., 1986.

Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. – 1990. №8.

Березовская Л.В., Ковалев А.М. Россия на пороге XXI в.: Философско-социологические исследования. М., 1998.

Канто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. – М.: Политиздат, 1990.

Контар К.М. Путь к цивилизации – каков он? // Вопросы философии. – 1992, №5.

Кричевский С.В. Космическая деятельность: итоги XX века и стратегия экологизации // ОНС. – 1999, №6.

Назаретян А.П. XXI век – гибель цивилизации, возврат к прошлому или небывалый прогресс // Наука и религия. – 2001, №3.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2000.

Обридко В. Тогда, когда помраче солнце // Наука и религия. – 2000, №10.

Шаповалова Н. Время убывания бытия // Наука и религия. – 2000, №10.

Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. Часть 3. М., 1987.

Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

Современная философия в обосновании возможности предсказания будущего выделяет аспекты:

ü онтологический – заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей; исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остаётся неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее;

ü гносеологический – основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование – также вид познания, то само прогнозирование возможно;

ü логический – на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем;

ü нейрофизиологический – основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности;

ü социальный – заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития моделировать будущее.

В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не пользуются широкой популярностью.

В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология. Её создателем считается немецкий учёный Флехтхайм (40-е гг. ХХ в.), который и предложил термин. К всемирно известным современным учёным и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназаров и др. В 1968 г. была создана специальная организация «Римский клуб», одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.

Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе.

Среди них процессы в области:

ü производственных отношений;

ü науки и техники;

ü образования;

ü здравоохранения;

ü литературы, искусства, моды;

ü строительства;

ü освоения космоса;

ü международных отношений.

Другое направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы и их будущее).