Будущее
Лекция 9.
Тема 14. Глобальные проблемы современности и будущее человечества
/ 2 часа /
План занятия:
1. Прогностическая функция философии и её основные аспекты.
2. Понятие футурологии и социального прогнозирования.
3. Глобальные проблемы современности: человек и природа.
4. Философская культура личности и профессионализм.
Темы докладов и рефератов:
1. Проблемы и противоречия глобального развития.
2. Экологический императив в проблематике: человек и природа.
3. Россия в диалоге культур и цивилизаций.
4. Философская культура личности.
Литература:
Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000.- М., 1986.
Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности // Вопросы философии. – 1990. №8.
Березовская Л.В., Ковалев А.М. Россия на пороге XXI в.: Философско-социологические исследования. М., 1998.
Канто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. – М.: Политиздат, 1990.
Контар К.М. Путь к цивилизации – каков он? // Вопросы философии. – 1992, №5.
Кричевский С.В. Космическая деятельность: итоги XX века и стратегия экологизации // ОНС. – 1999, №6.
Назаретян А.П. XXI век – гибель цивилизации, возврат к прошлому или небывалый прогресс // Наука и религия. – 2001, №3.
Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2000.
Обридко В. Тогда, когда помраче солнце // Наука и религия. – 2000, №10.
Шаповалова Н. Время убывания бытия // Наука и религия. – 2000, №10.
Шкловский И.С. Вселенная. Жизнь. Разум. Часть 3. М., 1987.
Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.
Современная философия в обосновании возможности предсказания будущего выделяет аспекты:
ü онтологический – заключается в том, что предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей; исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остаётся неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее;
ü гносеологический – основывается на том, что поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование – также вид познания, то само прогнозирование возможно;
ü логический – на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем;
ü нейрофизиологический – основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности;
ü социальный – заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития моделировать будущее.
В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование невозможно, однако они не пользуются широкой популярностью.
В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология. Её создателем считается немецкий учёный Флехтхайм (40-е гг. ХХ в.), который и предложил термин. К всемирно известным современным учёным и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И. Бестужев-Лада, Г. Шахназаров и др. В 1968 г. была создана специальная организация «Римский клуб», одним из направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития человечества.
Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе.
Среди них процессы в области:
ü производственных отношений;
ü науки и техники;
ü образования;
ü здравоохранения;
ü литературы, искусства, моды;
ü строительства;
ü освоения космоса;
ü международных отношений.
Другое направление получило название прогностики и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы и их будущее).