Проблема человека и личности в философии

Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится ещё более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует раствориться «в тисках» информационно-техногенного общества.

Человек – особое существо, явление природы, обладающее биологическим началом и духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врождённых и приобретённых духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности – врождённые или приобретённые привычки, образ мышления и поведения. В философии выделяются позитивные моральные качества:

ü гуманизм;

ü честь;

ü совесть;

ü скромность;

ü великодушие;

ü справедливость;

ü верность и др.

И общественно осуждаемые – негативные:

ü цинизм;

ü тунеядство;

ü трусость;

ü нигилизм и др.

К общественно полезным качествам относятся:

ü воля;

ü решительность;

ü мудрость;

ü умение и др.

Человек совмещает в себе все виды качеств. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности – это то, в чём человек чувствует необходимость; могут быть:

ü биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании и др.;

ü духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

ü материальными – обеспечить достойный уровень жизни;

ü социальными – реализовать профессиональные потребности.

Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чём-либо. Интересы – двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:

ü личные (индивидуальные);

ü групповые;

ü классовые (интересы социальных групп);

ü общественные;

ü государственные;

ü интересы всего человечества.

Также интересы могут быть:

ü материальными и духовными;

ü нормальными и ненормальными;

ü долговременными и ближайшими;

ü разрешёнными и неразрешёнными;

ü общими и антагонистическими.

Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Они имеют важное значение для общества:

ü поддерживают порядок;

ü подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты;

ü помогают человеку приобщится к жизни общества.

Видами социальных норм являются:

ü нормы морали;

ü нормы групп, коллектива;

ü специальные (профессиональные) нормы;

ü нормы права.

Нормы морали регулируют варианты поведения людей.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов.

Специальные (профессиональные) нормы регулируют поведение представителей тех или иных профессий.

Нормы права:

ü устанавливаются государственными органами;

ü имеют общеобязательный характер;

ü формально-определённы (сформулированы в письменной форме);

ü регулируют определённый круг общественных отношений;

ü подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия).

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определённую жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:

ü пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;

ü активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

Для нормального вхождения человека в общество необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют различные институты общества: семья, школа, армия, вуз и общество в целом. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры. Основные цели воспитания:

ü подготовить человека к жизни в обществе;

ü развить общественно ценные качества личности;

ü научить человека взаимодействию с другими людьми;

ü научить человека труду.