Проблема человека и личности в философии
Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится ещё более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует раствориться «в тисках» информационно-техногенного общества.
Человек – особое существо, явление природы, обладающее биологическим началом и духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врождённых и приобретённых духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности – врождённые или приобретённые привычки, образ мышления и поведения. В философии выделяются позитивные моральные качества:
ü гуманизм;
ü честь;
ü совесть;
ü скромность;
ü великодушие;
ü справедливость;
ü верность и др.
И общественно осуждаемые – негативные:
ü цинизм;
ü тунеядство;
ü трусость;
ü нигилизм и др.
К общественно полезным качествам относятся:
ü воля;
ü решительность;
ü мудрость;
ü умение и др.
Человек совмещает в себе все виды качеств. Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности – это то, в чём человек чувствует необходимость; могут быть:
ü биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании и др.;
ü духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
ü материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
ü социальными – реализовать профессиональные потребности.
Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чём-либо. Интересы – двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:
ü личные (индивидуальные);
ü групповые;
ü классовые (интересы социальных групп);
ü общественные;
ü государственные;
ü интересы всего человечества.
Также интересы могут быть:
ü материальными и духовными;
ü нормальными и ненормальными;
ü долговременными и ближайшими;
ü разрешёнными и неразрешёнными;
ü общими и антагонистическими.
Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Они имеют важное значение для общества:
ü поддерживают порядок;
ü подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты;
ü помогают человеку приобщится к жизни общества.
Видами социальных норм являются:
ü нормы морали;
ü нормы групп, коллектива;
ü специальные (профессиональные) нормы;
ü нормы права.
Нормы морали регулируют варианты поведения людей.
Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов.
Специальные (профессиональные) нормы регулируют поведение представителей тех или иных профессий.
Нормы права:
ü устанавливаются государственными органами;
ü имеют общеобязательный характер;
ü формально-определённы (сформулированы в письменной форме);
ü регулируют определённый круг общественных отношений;
ü подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия).
Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определённую жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
ü пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;
ü активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.
Для нормального вхождения человека в общество необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют различные институты общества: семья, школа, армия, вуз и общество в целом. Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры. Основные цели воспитания:
ü подготовить человека к жизни в обществе;
ü развить общественно ценные качества личности;
ü научить человека взаимодействию с другими людьми;
ü научить человека труду.