Философия истории

В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:

ü те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишённый логики, закономерностей, направленности;

ü те, кто видит определённую логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом.

Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:

ü формационный подход;

ü цивилизационный подход;

ü культурологический подход.

Имеются также иные подходы.

Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марсом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определённом этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем уже сама отрицается ещё более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Рано или поздно, насильственным либо мирным путём происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведёт к изменению политической надстройки, возникает новая, находящаяся на более высоком уровне общественно-экономическая формация. К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:

ü первобытнообщинная;

ü рабовладельческая;

ü феодальная;

ü капиталистическая;

ü коммунистическая (социалистическая);

ü «азиатский способ производства».

Первобытнообщинная формация характеризуется:

ü примитивными формами организации труда;

ü отсутствием частной собственности;

ü равенством и личной свободой;

ü отсутствием публичной власти;

ü слабой общественной организацией (отсутствием государств).

«Азиатский способ производства» был распространён в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии) и включал в себя:

ü ирригационное земледелие как основу экономики;

ü отсутствие частной собственности на основные средства производства;

ü государственную собственность на землю и средства производства;

ü массовый коллективный труд свободных общинников под жёстким контролем государства (бюрократии);

ü наличие сильной, централизованной, деспотической власти.

Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:

ü частная собственность на средства производства;

ü социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;

ü государство и публичная власть.

Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:

ü крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;

ü труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;

ü особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.

При капиталистической общественно-экономической формации:

ü основную роль в экономике начинает играть промышленность;

ü усложняются средства производства – механизация, объединение труда;

ü промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;

ü основной объём труда выполняют свободные наёмные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.

Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:

ü отсутствием частной собственности на средства производства;

ü трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;

ü справедливым равномерным распределением совокупного произведённого продукта между всеми членами общества;

ü высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 – 1975). Центральным понятием является цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся:

ü шумерская;

ü вавилонская;

ü минойская;

ü эллинская (греческая);

ü китайская;

ü индусская;

ü исламская;

ü христианская;

ü некоторые другие цивилизации.

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (русская и т.д.).

Движущими силами истории согласно Тойнби являются:

ü вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, военная агрессия) и ответ цивилизации на вызов;

ü деятельность талантливых, богоизбранных личностей.

Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

ü творческого меньшинства;

ü инертного большинства.

Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своём существовании, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

ü зарождение;

ü рост;

ü надлом;

ü дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936). Центральное понятие данного подхода – культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живёт и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры. Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

ü индийская;

ü китайская;

ü вавилонская;

ü египетская;

ü античная;

ü арабская;

ü русская;

ü западноевропейская.

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в.