Философия истории
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
ü те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишённый логики, закономерностей, направленности;
ü те, кто видит определённую логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом.
Среди подходов к истории как внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются:
ü формационный подход;
ü цивилизационный подход;
ü культурологический подход.
Имеются также иные подходы.
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марсом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определённом этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем уже сама отрицается ещё более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента – базис и надстройка. Базис – экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка – государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Рано или поздно, насильственным либо мирным путём происходят изменения в экономическом базисе – производственные отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведёт к изменению политической надстройки, возникает новая, находящаяся на более высоком уровне общественно-экономическая формация. К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
ü первобытнообщинная;
ü рабовладельческая;
ü феодальная;
ü капиталистическая;
ü коммунистическая (социалистическая);
ü «азиатский способ производства».
Первобытнообщинная формация характеризуется:
ü примитивными формами организации труда;
ü отсутствием частной собственности;
ü равенством и личной свободой;
ü отсутствием публичной власти;
ü слабой общественной организацией (отсутствием государств).
«Азиатский способ производства» был распространён в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии) и включал в себя:
ü ирригационное земледелие как основу экономики;
ü отсутствие частной собственности на основные средства производства;
ü государственную собственность на землю и средства производства;
ü массовый коллективный труд свободных общинников под жёстким контролем государства (бюрократии);
ü наличие сильной, централизованной, деспотической власти.
Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
ü частная собственность на средства производства;
ü социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
ü государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
ü крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;
ü труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян;
ü особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
ü основную роль в экономике начинает играть промышленность;
ü усложняются средства производства – механизация, объединение труда;
ü промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
ü основной объём труда выполняют свободные наёмные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
ü отсутствием частной собственности на средства производства;
ü трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
ü справедливым равномерным распределением совокупного произведённого продукта между всеми членами общества;
ü высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 – 1975). Центральным понятием является цивилизация – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся:
ü шумерская;
ü вавилонская;
ü минойская;
ü эллинская (греческая);
ü китайская;
ü индусская;
ü исламская;
ü христианская;
ü некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (русская и т.д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
ü вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, военная агрессия) и ответ цивилизации на вызов;
ü деятельность талантливых, богоизбранных личностей.
Развитие всей истории строится по схеме «вызов-ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
ü творческого меньшинства;
ü инертного большинства.
Творческое меньшинство ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своём существовании, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
ü зарождение;
ü рост;
ü надлом;
ü дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 – 1936). Центральное понятие данного подхода – культура. Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живёт и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры. Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
ü индийская;
ü китайская;
ü вавилонская;
ü египетская;
ü античная;
ü арабская;
ü русская;
ü западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в.