Понятие социальной философии

Раздел IV. Человек, общество, культура

Лекция 8.

Тема 13. Социальная философия. Философская антропология и проблемы бытия человека

/ 2 часа /

План занятия:

1. Социальная философия как теория и методология познания общества.

2. Общество как система.

3. Диалектика исторического процесса.

4. Эволюция философских воззрений о человеке. Антропологический принцип в философии и философская антропология: цели и задачи.

5. Человек – субъект исторического действия.

6. Проблемы личности в современном обществе: нравственный императив.

Темы докладов и рефератов:

1. Социальная проблематика в философских воззрениях и формирование социальной философии.

2. Человеческое общество: принципы устройства и наилучшей организации.

3. Многообразие форм социального опыта. Культура и цивилизация.

4. Философский смысл понятия «всемирная история».

5. «Человек – мера всех вещей».

6. Природное, социальное, духовное как факторы развития человека.

7. Смысл жизни как интегральная характеристика человеческого бытия.

8. Человек в информационно-техногенном мире.

9. Человеческие ценности и социальная справедливость.

Литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.

Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М., 1988.

Баталов Э.Я. Единство в многообразии – принцип живого мира // Вопросы философии. – 1990, №8.

Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // ОНС – 1999, №6.

Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.

Грушин Б.А. Возможность и перспективы свободы // Вопросы философии. – 1988, №5.

Гумилев Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История: Социально-философские проблемы теории исторического процесса. – 1990.

Игнатенко А.А. В поисках счастья. М., 1989.

Камю А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990.

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1988.

Кон М.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Момаджян К.Х. введение в социальную философию. М., 1997.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Пресса, 1991.

Резвицкий И.И. Личность, индивидуальность, общество. М., 1984.

Риккер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989, №3.

Скворцов А.В. Культура самосознания. Человек в поисках смысла своего бытия. – М.: Политиздат, 1989.

Философия истории: Антология. М., 1995.

Человек и социальное развитие: Вопросы и ответы / Под ред. Шмарова А.И. – М.: Политиздат, 1989.

Шестопал Е.Б. Личность и политика. – М.: Мысль, 1988.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия не тождественна социологии. Она опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения. Аналогичные отношения существуют между философией истории и историей как конкретной областью знания: философия истории (историософия) образует особую грань социальной философии.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального раздела философии? Очевидно, в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом. Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей развития философской мысли.