Бытие как система всеобщих связей

Бытие

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Каково же содержание философской категории «бытие»? Для её раскрытия можно выделить ряд положений:

ü окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

ü окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

ü материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.

Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя. Таким образом, бытие – это реально существующая, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.

Основными формами бытия являются:

ü материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

ü идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде духовного бытия;

ü человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного;

ü социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества;

Среди бытия также выделяются:

ü ноуменальное бытие (от слова «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

ü феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытиесостояние, единое с бытием и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: не созданные предметы; вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом разрушились, они находятся в небытии.

Всеобщее бытие едино, благодаря связи явлений. Отношение - это любое взаимное расположение элементов бытия. Отношение может быть:

ü внешним, при котором явления независимы друг от друга и лишь сравнимы на какой-то общей основе. Возникают количественные отношения, ибо общая основа позволяет соотносить, соизмерять элементы, рассматривать их в качестве частей единого. Количество - внешнее отношение элементов;

ü внутренним - зависимым, физически связанным, образующим целостность, восходящим к единой сущности.Сущность - внутренняя связь;

ü внутренне-внешним - это внешняя связь сущности, «внешняя связь внутренней связи». В зависимости от конкретной внешней связи одна и та же сущность проявляется в разном качестве. Качество - это взаимодействующая сущность, итоговая практическая связь;

ü внутренним, связанным через потребность. Все, что удовлетворяет потребность, представляет ценность. Но в теории и практике сплошь и рядом качество и ценность не разделяют.

Таким образом, исходные понятия структуры бытия:

ü элемент - единица бытия;

ü отношение - взаимоположение элементов;

ü связь - внутреннее отношение элементов.

Сущность - исходная внутренняя связь.Взаимодействие - реализация связи.Закон - общая связь (сущность явлений).Количество - внешнее отношение сопоставимых явлений.Свойство - отдельное отношение взаимодействующих сущностей.Качество - взаимодействующая сущность.Система - единство внутренних связей.