Современная западная философия. Основные направления современной позитивистской философии
Махизм нередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются Э. Мах (1836 - 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма – в основе философии должен лежать критический опыт (данное направление имеет ещё одно название – эмпириокритицизм). Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений, которые имеют место во всех науках, поэтому философия должна:
ü стать интегративной, «всеобщей» и достоверной наукой об ощущениях человека;
ü перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений.
Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм не получил широкого распространения. Наоборот, очень популярным и распространённым в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были:
ü философы «Венского кружка» (М. Шлик – основатель, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);
ü представители Львовско-Варшавской школы (А. Татарский, Я. Лукасевич);
ü Б. Рассел (1872 – 1970);
ü Л. Витгенштейн (1889 – 1951).
Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключённой в знаках. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, поэтому эти проблемы являются псевдоподобными и должны быть исключены из философии. Другой основной целью неопозитивизма является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина – конец ХХ в.). Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 – 1994), Т. Кун. Главная цель постпозитивизма – исследование развития научного знания. Основные вопросы:
ü как возникает новая теория?
ü как она добивается признания?
ü каковы критерии сравнения научных теорий?
ü возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий?
Постпозитивизм смягчает своё отношение к философии в целом, к проблемам познания. По их мнению, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и её верифицируемостью, как и нет жёсткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки. Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлёты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания. Основные проблемы современного постпозитивизма:
ü проблема фальсификации;
ü проблема правдоподобия научных теорий;
ü проблема рациональности;
ü проблема соизмеримости научных теорий;
ü проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.