Русская философия
Феноменальность русской философии заключается в том, что она развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии. Русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются:
ü сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
ü специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык»;
ü целостность и стремление философов заниматься комплексом актуальных проблем;
ü большая роль проблем морали и нравственности;
ü конкретность;
ü широкое распространение в массах, понятность простому народу.
Основы предмета русской философии составляли:
ü проблема человека;
ü космизм (космос – единый целостный организм);
ü проблемы морали и нравственности;
ü проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом;
ü проблема власти;
ü проблема государства;
ü проблема социальной справедливости;
ü проблема идеального общества;
ü проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
ü период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
ü философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного государства (Московской Руси и России);
ü философия XVIII в.;
ü философия XIX в.;
ü русская и советская философия ХХ в.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX-XIII вв. Основными темами ранней русской философии были:
ü моральные и нравственные ценности;
ü объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
ü государство;
ü право;
ü природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
ü Иларион («Слово о Законе и Благодати»);
ü Владимир Мономах («Поучение»);
ü Филипп Пустынник («Плач»).
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) приходится на XII-XVII вв. Главные темы:
ü сохранение русской духовности;
ü христианство;
ü борьба за освобождение;
ü устройство государства;
ü познание.
Среди видных философов данного периода:
ü Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига);
ü Андрей Курбский (1528 – 1538) – был идеологом оппозиции, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вёл заочную полемику с Иваном Грозным;
ü Нил Сорский – выступал за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, был идеологом так называемого движения «нестяжателей».
Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своём развитии:
ü философию эпохи петровских реформ;
ü материалистическую философию середины и второй половины XVII в.
К первому направлению относится творчество В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основа их философии – социально-политическая:
ü вопросы устройства монархии;
ü императорской власти, её божественности и нерушимости;
ü прав императора;
ü войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии, выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все предметы вокруг и материя состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали и нравственности.
На материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 – 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Её кредо – борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
ü декабристское;
ü монархическое;
ü западническое и славянофильское;
ü революционно-демократическое;
ü атеистическое;
ü теологическое;
ü философию космизма.
Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьёва, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбекера и других. Основная направленность философии декабристов – социально-политическая. Её опорными идеями были:
ü приоритет естественного права;
ü необходимость для России правового строя;
ü отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
ü личная свобода человека;
ü ограничение самодержавия законом и представительными органами, либо замена его республикой.
Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 – 1856). Основными направлениями его философии были:
ü философия человека;
ü философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Жизнь в коллективе – основной фактор, отличающий человека от животных. Чаадаев выступал против индивидуализма и эгоизма. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное Провидение. Воплощение Божественной воли – христианство – стержень, двигатель истории. Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений «западников» и славянофилов. Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию. По мнению западников, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русскому народу присущи святость, набожность, соборность, коллективизм. По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
В противовес философии декабристов и другим направлениям философии возникла так называемая ортодоксально-монархическая философия. Её цели – отстоять существующий общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную философию. Её главным лозунгом в середине XIX в. было: «Православие, самодержавие, народность». Важную роль играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Фёдоров, К.Н. Леонтьев.
Н.В. Фёдоров (1828 – 1903) сделал основными темами своей философии:
ü единство мира;
ü проблему жизни и смерти;
ü проблему морали и правильного (морального) образа жизни.
Согласно Фёдорову мир един. Природа (окружающий мир), Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум. «Моментом истины» человеческой жизни Фёдоров считал её конечность, а самым большим злом – смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться для решения самой главной задачи – победы над смертью. Философ верил в такую перспективу. По мнению Фёдорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдёт путём нахождения способов воспроизводства жизни, оживления. По Фёдорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос. Философия Фёдорова призывает к отказу от вражды, грубости между людьми и к признанию всеми высших образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей – путь к решению всех проблем и всемирному счастью. Необходимо жить «с каждым и для каждого».
Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н. Леонтьев (1831 - 1891). Одно из основных направлений философии Леонтьева – критика негативных явлений русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению Леонтьева, капитализм – царство «хамства и подлости», путь к вырождению народа, гибели России. Спасение России – отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение её в замкнутый православно-христианский центр. Ключевыми факторами жизни России должны стать православие, самодержавие, общинность, строгое сословное деление. Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и затухает. Неравенство между людьми – желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано.
Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881) видел в опоре на русскую «национальную почву»- обычаи, традиции – будущее России. Ключевую роль в судьбе государства и в судьбе должна сыграть религия. На религии держится человеческая духовность («панцирь», оберегающий человека от грехов и зла). Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
ü путь человекобожества;
ü путь богочеловека.
Путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты и Бога, считает свои возможности безграничными. Идущий по нему терпит крах. Второй путь богочеловека – путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь наиболее верный и спасительный для человека.
Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем:
ü многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике;
ü религия должна стать простой и доступной для народа;
ü Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть;
ü смысл жизни – самосовершенствование;
ü главное зло на Земле – смерть и насилие;
ü в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
ü государство – отживающий институт (как аппарат насилия, не имеет права на существование)
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучён от церкви.
Представителями революционно-демократического направления русской философии XIX в. были:
ü Н.Г. Чернышевский;
ü народники – Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв;
ü анархист П. Кропоткин;
ü марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений – социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в «возвращении к земле» (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. Для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор. Анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление, ярким представителем которого являлся русский философ В.С. Соловьёв (1853 – 1900). Основными идеалами его философии были:
ü идея всеединства – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
ü идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности – право, высший – любовь);
ü идея прогресса – как всеобщей связи поколений;
ü идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мёртвых (телесно-духовное);
ü идея Бога как выражения добра;
ü идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добру, нравственности;
ü идея Софии – всеобщей Божественной мудрости;
ü русская идея, состоящая, по Соловьёву, из трёх идей: «Святой Руси» (Москва – Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I) и «Свободной Руси» (дух декабристов и Пушкина).
Русская (и советская) философия ХХ в. представлена, главным образом:
ü философией марксизма-ленинизма;
ü философией космизма;
ü естественнонаучной философией;
ü философией «русского зарубежья».
«Золотым веком» духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. – 10-х годов ХХ в. На это время пришёлся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были С.Н. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и др.
С.Н. Булгаков (1871 – 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую «экуменическую» Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе – это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы. В религии – разобщённость христианских церквей. Выход – в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви. Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 – 1937). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий). Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительности, непостоянства времени и пространства. Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическими открытия. Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 – 1945) – крупный русский и советский учёный и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера – сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) переходит в ноосферу. В будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский (1857 – 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают всё разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезают совсем – они распадаются на атомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной, в ней существуют и иные разумные миры, цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
Н.В. Бугаев (1837 – 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц – монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, «воспоминания прошлого». Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский (1897 – 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть её в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в жизни биосферы играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы – войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его «солнцепоклонническая» философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергся гонениям.
Естественнонаучная философия была представлена в творчестве учёных-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и др. Основными направлениями этой философии были:
ü материалистическое;
ü социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук – биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов. Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные учёные рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т.д.). Развитие общества происходит по объективным законам.
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и до начала 90-х гг. ХХ в. русская философия развивалась как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жёстких рамках марксистской философии. Большое влияние на советскую философию оказало творчество В.И. Ленина. Можно выделить три этапа развития советской философии:
ü 1917 - 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
ü 30-е - 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения её в служанку официальной власти;
ü 50-е - 80-е гг. – время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х - 80-х гг., можно отнести следующие:
ü проблема гносеологии;
ü проблема сознания;
ü проблема идеальности;
ü проблема культуры;
ü проблема философских методов.
Среди имён, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
ü Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
ü А. Богданов (теория систем – «текстология»);
ü А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
ü Л. Гумилёв (вопросы истории, этногенеза);
ü М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
ü В. Асмус (широкий круг исследований);
ü Ю. Лотман (общество, философия, история).
В различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название «философия русского зарубежья». Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и др.
Д.С. Мережковский (1864 – 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
ü языческий;
ü приобщения к христианству;
ü полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского – христианин, гармоничная и доброжелательная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 – 1938) была близка к экзистенциализму, и её главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Человек и человеческая личность уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов.
Философия Н.А. Бердяева (1874 – 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Выделим основные положения философии Бердяева:
ü высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
ü свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
ü свобода человека подвергается угрозе извне;
ü задача человека – сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
ü ключевую роль в жизни человека играет религия;
ü Бог – нравственный символ;
ü отношения между Богом и человеком должны быть «на равных» (Бог не господин, а человек не раб).
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. Россия должна стать посредником между Востоком и Западом и выполнить свою историческую миссию – построить «Царство Божие» (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает «конец света» в будущем).
Питирим Сорокин (1889 – 1969) – русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
ü стратификации – разделения общества на многочисленные социальные группы – страты (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию);
ü социальной мобильности – возможности перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.