Философия марксизма
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учёными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
ü предшествующая материалистическая философия;
ü бурный рост открытий в науке и технике;
ü крушение идеалов Великой французской революции;
ü нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;
ü кризис традиционных буржуазных ценностей.
Главными произведениями основателей марксизма являются:
ü «Тезисы о Фейербахе», «Капитал», «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса;
ü «Манифест Коммунистической партии», «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
ü «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:
ü на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
ü производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
ü указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическом базису;
ü базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
ü в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определённого типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, азиатский способ производства, феодализм, капитализм, социалистическое (коммунистическое) общество;
ü рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-экономического строя;
ü уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются понятия:
ü средства производства;
ü отчуждение;
ü прибавочная стоимость;
ü эксплуатация человека человеком.
Средства производства – уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара необходима «рабочая сила».
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и результатов труда. Стоимость произведённого наёмной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идёт в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем ещё большей прибавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
ü будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
ü будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
ü частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
ü произведённый продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных (материалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Выделим основные положения диалектического материализма:
ü основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
ü сознание понимается как свойство материи отражать саму себя;
ü материя находится в постоянном движении и развитии;
ü Бог – идеальный образ, плод человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человеку;
ü материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
ü важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и самого себя;
ü развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Ключевые термины
Идея агностицизма, антиномии, апостериорное знание, априорное знание, «вещь в себе», «аффицирование», категории, категорический императив, абсолютная идея, диалектика, философия духа и природы, субъективный идеализм, «Я-концепция», свобода, объективный идеализм,. Антропологический материализм, исторический материализм, общественно-экономические формации, средства производства, диалектический материализм.