Философия Людвига Фейербаха
Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма. Её основные черты:
ü полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
ü попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
ü материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека;
ü большой интерес к социально-политическим вопросам;
ü убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX – первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
ü единственно существующими реальностями являются природа и человек;
ü человек является частью природы;
ü человек есть единство материального и духовного;
ü человек должен стать главным интересом философии;
ü идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
ü Бог – плод воображения человека;
ü природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
ü всё, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах:
ü выступает с атеистических позиций;
ü тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Можно выделить основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
ü Бог – порождение сознания человека;
ü религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
ü распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжким жизненным условиям;
ü корни религии – в чувстве бессилия человека перед внешним миром;
ü мысль о Боге утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
ü Бог – идеальный образ человека, созданный человеком.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология). Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность познания разума наступает не сразу, а развивается по мере эволюции человека и накопления опыта. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность, и которые осознаются разумом. Гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
ü человек – уникальное биологическое существо, наделённое волей, разумом, чувствами, желаниями;
ü полнокровная реализация человеком своего «Я» возможна только при взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми);
ü основой связи между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
ü необходимо традиционную религию заменить религией любви людей друг к другу;
ü смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.