Немецкая философия XIX в., её основные направления и идеи
Лекция 3.
Тема 5. Немецкая классическая философия XIX века.
/ 2 часа /
План занятия:
1. Основные черты немецкой классической философии. Философская система И. Канта.
2. Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга.
3. Система и метод Г. Гегеля. Основные законы диалектики.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Марксизм и диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Темы докладов и рефератов:
1. Философские воззрения И. Канта.
2. Философское творчество И. Фихте.
3. Идеи Ф. Шеллинга и современная научная картина мира.
4. Принципиальная новизна философии Г. Гегеля.
5. Сущность философской антропологии Л. Фейербаха.
6. Диалектический материализм – философия марксизма.
Литература:
Антология мировой философии. В 4 т. Т.1.4.1. – М.: Мысль, 1969.
Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.3. Философия духа: Пер. с нем. – М.: Мысль, 1987.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986.
История диалектики. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1978.
История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. – М.: Мысль, 1991.
Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1994.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.
Мир философии. 4.1.-2. – М.: Политиздат, 1991.
Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. – М.: Мысль, 1974.
Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 1996.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии, потому что ей удалось:
ü глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили всё будущее развитие философии;
ü совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
ü открыть десятки имён выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
ü немецкая классическая философия (первая половина XIXв.);
ü материализм (середина и вторая половина XIX в.);
ü иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Её основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
ü Иммануила Канта;
ü Иоганна Фихте;
ü Фридриха Шеллинга;
ü Георга Гегеля;
ü Людвига Фейербаха.
В немецкой классической философии были представлен три ведущих философских направления:
ü объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
ü субъективный идеализм (Фихте);
ü материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
ü повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
ü особое внимание уделила проблеме развития;
ü значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
ü взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804), который:
ü дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
ü выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
ü выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;
ü сформулировал моральный закон («категорический императив»);
ü выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и её правовом запрете.
Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространенную в ряде стран Запада. Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 – 1814), наоборот, внёс большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание («Я-концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.
Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в. Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
ü философией Людвига Фейербаха;
ü марксистской философией;
ü творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
ü марксистская философия;
ü политэкономия (экономическое учение);
ü научный коммунизм (социально-политическая теория).
Основателями марксизма были немецкие учёные и философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Марксистская философия:
ü выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
ü показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
ü осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
ü рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
ü дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
ü выступала с атеистических позиций.
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности они:
ü механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
ü рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм – направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлечённые понятия – бытие, идея, материя и т.д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека. Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844 – 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» - экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»). В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.