Философия Лейбница. Учение о монадах

Готфрид Лейбниц (1646 – 1716) – немецкий учёный-математик, юрист, философ – считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к рационализму. В его исследованиях основными являлись проблемы:

ü субстанции;

ü познания.

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришёл к выводу об их несовершенстве. В противовес теории Декарта и Спинозы он выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

ü весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

ü данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого – «единое», «единица»);

ü монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

ü монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;

ü по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее своё состояние;

ü в силу непрерывности своего существования монада осознаёт себя;

ü монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

ü «голые монады» лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

ü монады животных обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

ü монады человека (души) обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

ü высшая монада – Бог.

Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания). Лейбниц пытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

ü все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»;

ü «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

ü «истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путём (например, магнитное притяжение, температура кипения воды); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятный характер;

ü несмотря на то, что опытное знание вероятностное, а не достоверное, тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путём получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причём одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.