Английская философия Нового времени

Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII - XVIII вв. имела свою специфику:

ü материалистическую направленность;

ü господство эмпиризма над рационализмом (эмпиризм – направление философии, которое при познании ведущую роль отводило опыту и чувственному восприятию, а не разуму, как рационализм);

ü большой интерес к социально-политическим проблемам.

Философия Англии была для XVII в. очень прогрессивной. Большое влияние на её характер имели следующие политические события:

ü революция Оливера Кромвеля середины XVII в. (свержение и казнь короля, непродолжительное существование республики, движение индепендентов);

ü «славная революция» 1688 года;

ü окончательная победа протестантизма над католицизмом, достижение внутренней автономии англиканской Церкви, её независимость от Папы Римского;

ü упрочнение роли парламента;

ü развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) – английский философ и политический деятель (в 1620 – 1621 гг. – лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля). Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выражает всё его философское кредо: «Знание – сила».

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на его основе общих выводов. Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью чётких логических приёмов. Достоинство индукции Бэкона – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – её недостоверность, вероятностный характер. Путь преодоления главного недостатка индукции – в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания – индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

ü «путь паука»;

ü «путь муравья»;

ü «путь пчелы».

«Путь паука» – получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путём. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья» – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они не получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

«Путь пчелы», по Бэкону, - идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берёт все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять её сущность.

Таким образом, лучшим путём познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приёмов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

ü призраки рода;

ü призраки пещеры;

ü призраки рынка;

ü призраки театра.

Призраки рода и призраки пещерыврождённые заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. В первом случае (призраки рода) человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания. Во втором случае (призраки пещеры) личность человека (его предрассудки, заблуждения – «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра – приобретённые заблуждения. Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений. Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.

Исходя из наличия четырёх основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать «чистое знание».

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации – свойства человеческого ума:

ü память;

ü воображение;

ü рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

ü Боге;

ü природе;

ü человеке.

Каждый из трёх предметов философии человек познаёт по-разному:

ü природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

ü Бога – через природу;

ü себя – через рефлексию.

Философия Ф. Бэкона оказала влияние на философию последующих эпох:

ü было положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии;

ü гносеология поднялась до уровня онтологии;

ü определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности;

ü предпринята первая попытка классифицировать науки;

ü дан импульс антисхоластической, буржуазной философии в Англии и в Европе.