Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия – направления философии эпохи Возрождения.
Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV-середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились:
ü антицерковная и антисхоластическая направленность;
ü стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
ü жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла.
Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии». В своём произведении Данте:
ü воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
ü восхваляет человека;
ü признаёт за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют между собой;
ü верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).
Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи:
ü человеческая жизнь даётся один раз и уникальна;
ü человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
ü человеческая личность должна быть свободной;
ü загробной жизни не существует и бессмертия можно добиться только в памяти людей;
ü человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
ü внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Неоплатонизм – идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма:
ü противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
ü предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных идей;
ü не отрицали божественной природы человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения являлся Николай Кузанский (1401 – 1464) – священнослужитель, богослов, придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:
ü не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);
ü «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
ü исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
ü едины идея и материя;
ü реально существует (поглощая всё остальное) актуальная бесконечность;
ü Вселенная бесконечна: не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;
ü Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершённый (мир, природа, всё сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);
ü Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;
ü Невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведёт только к учёности («учёному незнанию» – термин Николая Кузанского), но не истинному знанию.
Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
В период Позднего Возрождения (XVI-XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.
Представители натурфилософии:
ü обосновывали материалистический взгляд на мир;
ü стремились отделить философию от теологии;
ü формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
ü выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной);
ü считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению).
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Николай Коперник (1473 – 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:
ü Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);
ü Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;
ü все космические тела движутся по собственной траектории;
ü космос бесконечен;
ü процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Джордано Бруно (1548 – 1600) развил и углубил философские идеи Коперника:
ü Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;
ü Вселенная не имеет центра и бесконечна;
ü Вселенная состоит из галактик (скоплений звёзд);
ü звёзды – небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;
ü число миров во Вселенной бесконечно;
ü все небесные тела – планеты, звёзды, а также всё, что имеется на них, обладают свойством движения;
ü не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Идеи Джордано Бруно не были приняты католической церковью, он был сожжён на костре в 1600 г.
Галилео Галилей (1564 – 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:
ü изобрёл телескоп;
ü с помощью него исследовал небесные тела;
ü доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси;
ü обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни – «моря») на Луне;
ü открыл спутники вокруг других планет;
ü исследовал динамику падения тел;
ü доказал множественность миров во Вселенной.
Галилеем был выдвинут метод научного исследования, который заключался в:
ü наблюдении;
ü выдвижении гипотезы;
ü расчётах воплощения гипотезы на практике;
ü экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.