Теологическая философия средних веков
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространённое в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения.
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 – 220), Августин Блаженный (354 – 430), Боэций (480 – 524), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1225 – 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Уильям Оккам (1285 – 1349).
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
ü теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
ü изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
ü господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
ü сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
ü подчёркивалась божественная сущность человека;
ü провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
ü выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых;
ü выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путём воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа;
ü мир считался познаваемым через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, оторванностью от реального мира, воинственностью, догматизмом, назидательностью.
Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:
ü Бог сотворил окружающий мир из ничего;
ü творение мира есть результат акта Божественной воли;
ü единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
ü Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
ü мир непостоянен, изменчив и временен;
ü нет чёткой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
ü мир можно познать, только познав Бога;
ü Бог недоступен для познания;
ü Бог разрешил познать Себя через откровение – Библию.
Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла, которая решается исходя из идеи творения:
ü окружающий мир всецело сотворён Богом, изначально наполнен добром;
ü зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога, который часто маскируется под добро и добивается своих тёмных целей;
ü в мире идёт постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Средневековая теологическая философия практически не противопоставляет материю и идею (форму), материализм и идеализм. Однако бытие теология разделяет на:
ü бытие (существование) – экзистенцию;
ü сущность – эссенцию.
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
ü Что такое вещь?
ü Какая вещь?
ü Для чего она существует?
Согласно теологической философии сущность (признаки) может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность (признаки) должна быть сотворена Богом. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом, сущность же (признаки бытия) – только разумом. В Боге сущность и существование совпадают.
Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность.
Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), ибо несколько столетий преподавалась в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище «Философия – служанка богословия»). Для схоластики характерно восприятие Библии как жёсткого нормативного текста, абсолютной истины. Схоласты подразделяли знание на два вида:
ü сверхъестественное, даваемое в откровении Богом;
ü естественное, отыскиваемое человеческим разумом.
В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причём предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и чёткость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона учения.
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм.
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Видным представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.
Номинализм (от лат. nоmen – имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам, вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр.
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она:
ü стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения, Нового времени;
ü сохранила и развила ряд античных философских идей;
ü способствовала расчленению философии на новые сферы: онтологию (учение о бытии) и гносеологию (учение о познании);
ü способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
ü положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм);
ü пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
ü выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.