Философия Аристотеля

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошёл три основных этапа:

ü 367 – 347 гг. до н.э. – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

ü 347 – 335 гг. до н.э. – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

ü 335 – 322 гг. до н.э. – основал собственную философскую школу – Ликей.

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Риторика», «Политика», «Поэтика».

Философию Аристотель делил на:

ü теоретическую, изучающую сферы и проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений («первичная философия»);

ü практическую – о деятельности человека, устройстве государства;

ü поэтическую;

ü логика – наука о словах.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по мнению Аристотеля, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель даёт свою трактовку:

ü существуют только единичные и конкретно определённые вещи;

ü данные вещи называются индивидуумы (в переводе - «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади».

ü индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще и т.д.) – вторичной.

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос о бытии:

ü сущность (субстанция);

ü количество;

ü качество;

ü отношение;

ü место;

ü время;

ü положение;

ü состояние;

ü действие;

ü страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытиеэто сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства события, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материяэто потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:

ü всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

ü изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности предмета;

ü реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

ü потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

ü высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Носителем сознания является душа, при этом философ выделяет три её уровня:

ü растительная душа;

ü животная душа;

ü разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, владеет ещё и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель считает, что человек:

ü по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

ü отличается от животных наличием мышления и разума;

ü имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными.

А это приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединённого языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.

Аристотель выделяет шесть типов государства:

ü монархия;

ü аристократия;

ü тирания;

ü крайняя олигархия;

ü охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

ü полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства и «хорошие». Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития.

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

ü внёс существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

ü дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

ü выделил 10 философских категорий;

ü дал определение бытия через категории;

ü определил сущность материи;

ü выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

ü внёс существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).