Философия Аристотеля
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
В своей философской деятельности Аристотель прошёл три основных этапа:
ü 367 – 347 гг. до н.э. – работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
ü 347 – 335 гг. до н.э. – жил и работал в Пелле – столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
ü 335 – 322 гг. до н.э. – основал собственную философскую школу – Ликей.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Риторика», «Политика», «Поэтика».
Философию Аристотель делил на:
ü теоретическую, изучающую сферы и проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений («первичная философия»);
ü практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
ü поэтическую;
ü логика – наука о словах.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона. Ошибка Платона, по мнению Аристотеля, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью. Аристотель даёт свою трактовку:
ü существуют только единичные и конкретно определённые вещи;
ü данные вещи называются индивидуумы (в переводе - «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади».
ü индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще и т.д.) – вторичной.
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос о бытии:
ü сущность (субстанция);
ü количество;
ü качество;
ü отношение;
ü место;
ü время;
ü положение;
ü состояние;
ü действие;
ü страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства события, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.).
Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выводам о том, что:
ü всё сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
ü изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности предмета;
ü реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
ü потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
ü высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Носителем сознания является душа, при этом философ выделяет три её уровня:
ü растительная душа;
ü животная душа;
ü разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, владеет ещё и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель считает, что человек:
ü по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
ü отличается от животных наличием мышления и разума;
ü имеет врождённую склонность жить вместе с себе подобными.
А это приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединённого языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества является государство.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
ü монархия;
ü аристократия;
ü тирания;
ü крайняя олигархия;
ü охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
ü полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства и «хорошие». Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития.
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
ü внёс существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
ü дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
ü выделил 10 философских категорий;
ü дал определение бытия через категории;
ü определил сущность материи;
ü выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
ü внёс существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).