Древнеиндийская философия
В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:
ü XV - VI вв. до н. э. - ведический период;
ü VI - II вв. до н. э. - эпический период;
ü II в. до н. э. - VII в. н. э; - эпоха сутр.
Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:
ü «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);
ü описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;
ü книги лесных отшельников («араньяки»);
ü философские комментарии к Ведам («упанишады»).
До наших дней дошло всего четыре Веды:
ü Ригведа;
ü Самаведа;
ü Яджурведа;
ü Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
ü буддизм;
ü джайнизм;
ü чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:
ü йога;
ü веданта;
ü вайшешина;
ü ньяя;
ü миманса;
ü санкхья.
Завершает период древнеиндийской философииэра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды»буддизм.В XVIII - XX вв. индийская философий обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опираетсяна закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Главной особенностьюдревнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:
ü «пракрити» - материальное сознание;
ü «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия,из которой возникли Вселенная и Люди);
ü «майя»-сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживаетизучения. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
ü атмана;
ü манаса.
Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Древнеиндийская философия связана и с буддизмом.
[ Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха. Именно этот человек становится путём отшельничества и самоистязания Буддой (просветлённым). В своём учении Будда опирался на брахманистскую традицию, используя принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Главная цель человеческих усилий – достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой путём прекращения перерождений, вызывающих страдания.
[ Т.о. в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь. В отличие от брахманизма используется обращение ко всем людям, независимо от этнического и социального происхождения. Вторая важная особенность буддизма – ориентация на индивидуальную духовную жизнь.
[ Четыре основных положения:
1. Сущность жизни есть страдание.
2. Причина страданий – желания и привязанности.
3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.
4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания (восьмеричный путь), ведущий к просветлению и через него к нирване.
Суть вероучения сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несёт в себе человеческая жизнь.
[ Нирвана (санскрит – «затухание», «угасание») – ключевое понятие буддизма – внутренне состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности человека, а вместе с ним и весь окружающий человека мир. Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей к новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и просветлённый человек до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия, Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания, потому не может быть адекватно выражена ни в слове, ни в образе.
[ Просветление и нирвана достигается путём собственных усилий. Для этого человек должен сделать путь по «восьмеричной дороге»:
1. Правильные взгляды, основанные на «благородных истинах».
2. Правильная решимость – готовность к подвигу во имя истины.
3. Правильная речь – доброжелательная, искренняя, правдивая.
4. Правильное поведение – непричинение зла.
5. Правильный образ жизни – мирный, честный, чистый.
6. Правильное усилие – самовоспитание и самообладание.
7. Правильное внимание – активная бдительность сознания.
8. Правильное сосредоточение – верные методы созерцания и медитации.
[ Два пути спасения:
Хинаяна – узкий путь спасения. Предполагала относительно жёсткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли архаты (монахи).
Махаяна – широкий путь спасения. Допускалась возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. В отличие от монахов мирянам давался упрощённый этический кодекс поведения, который сводился к соблюдению пяти заповедей: 1) воздерживайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от прелюбодеяний; 4) воздерживайся ото лжи; 5) воздерживайся от возбуждающих напитков. Вместе с тем в махаяне получила большое развитие культовая практика, в особенности молитвы.
Первые философские (досократические) школы Древней Греции
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
ü милетская школа;
ü школа пифагорейцев;
ü школа Гераклита Эфесского;
ü элейская школа;
ü атомисты.
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
ü ярко выраженный космоцентризм;
ü повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
ü поиск первоначала, породившее все сущее;
ü гилозоизм (одушевление неживой природы);
ü доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана (Милет – крупный торгово-ремесленный полис в Малой Азии). Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
ü выступали с материалистических позиций;
ü занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;
ü пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);
ü искали первоначально субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес из Ионии (640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес оставил большое научное и философское наследие, в котором:
ü первоначалом всего сущего является вода («архэ»);
ü представлял Землю в виде плоского диска, покоящегося на воде;
ü неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всё сущее);
ü допускал наличие множества богов;
ü считал центром вселенной Землю;
ü продолжительность года – 365 дней;
ü сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
ü первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратится;
ü вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
ü первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).
Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
ü первопричиной всего сущего считал воздух;
ü выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);
ü проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
ü отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления, был прозван как «Плачущий философ», «Тёмный»;
ü первоначалом всего сущего считал огонь;
ü души людей делил на «влажные» и «сухие». Обладая светом, душа человека свидетельствует о своей огненной природе;
ü вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
ü считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
ü был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
ü признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
ü всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
ü выступал за материальность человеческой и мировой души;
ü был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
ü движущей силой всех процессов считал борьбу: «война» (борьба) есть отец всему и мать всему».
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
ü первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
ü выступали за познание мира через число;
ü считали единицу мельчайшей частью всего;
ü пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (чётное - нечётное, светлое – тёмное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.);
ü мир называли «космос» - гармония и совершенство («космэ» – гр. слово - красота);
ü свою философию основывали на четырех составляющих: математика + геометрия + мистика + логика.
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит (около 460 г. до н.э. - ?). Родился в г. Абдеры. Много путешествовал. Был в Египте, Вавилонии, Индии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
ü весь материальный мир состоит из атомов;
ü атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
ü атом неделим;
ü атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных) и различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
ü между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
ü атомы находятся в вечном движении;
ü существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
ü атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.