Основные виды и жанры народного художественного творчества
рехскатная крыша была широко распространена в южнорусских губерниях. (См. схему 2)
„• иглу |
n» oipmcj |
Схема 2. Конструкции кровли. |
Схема I. Способы вязки бревен.
Облик древнерусских городов и поселений создавали срубные дома с двускатными крышами и маленькими узкими прорезями в стенах - волоковыми окнами.В деревенских домах такие окна были вплоть до XIX века. Изнутри они задвигались задвижками. Слюдяные или «стекольчатые» окна
Народная художественная культура
были известны уже в Древней Руси, но были принадлежностью только богатых хором. Их называли «косящатыми» (косяк - оконница из толстых колод). В рядовом городском жилище они распространяются в XVIII веке. В сельском доме
XIX века сначала только одно среднее фасадное окно дела
лось «косящатым» — красным,позже подобным образом
сооружались все три фасадных окна. До конца XIX - начала
XX века они не открывались. Створчатая конструкция полу
чила распространение только в XX веке.
Крестьянское жилище Типы жилища |
В разных частях России существовали свои региональные традиции в конструкции, внешнем облике и декоративном убранстве сельского жилища. Большинство из них сформировались на основе избы-пятистенки,известной уже в X-XI веках. Пятая стена внутри четырехугольного сруба делила помещение на собственно избу и сени.Вплоть до XVII-XVIII веков городское жилище мало чем отличалось от сельского, в нем было лишь меньше хозяйственных построек и помещений для скота. Региональные традиции во многом определялись природно-климатическими условиями и наличием строительного материала.
В соответствии с региональным принципомможно выделить следующие типы русского жилища: 1. На Севере и Северо-Востоке дома были срубными, на высоком подклете, иногда двухэтажные, с кровлей «на самцах». Одно строение было замкнутым жилищно-хозяйственным комплексом: изба и двор под одной крышей. В подклете и крытом дворе хранились орудия труда итранспортные средства, находились помещения для скота и даже баня. Таким образом, зимой можно было не выходить на улицу без особой нужды. Исследователи считают, что в величественном облике огромных северных
Основные виды и жанры народного художественного творчества
домов отразились древние черты жилищ новгородцев, издавна осваивавших северные территории.
2. В центральных районах и Поволжье дома также были
срубными, имели невысокий подклет, двухскатные или
четырехскатные крыши «на самцах» или на стропилах,
иногда земляной пол. Двор был крытый или полузакры
тый.
3. На Западе (Псков, Витебск, Смоленск) основу конструк
ции избы составлял сруб. Из-за более мягких зим жилища
часто делались без подклета с земляным полом или на
низком подклете. Крыши «на самцах» или на стропилах
крылись тесом или соломой.
4. В южнорусских районах срубы иногда обмазывались
глиной; здесь велось кирпичное или саманное строитель
ство (саман - род сырцового кирпича). Хозяйственные
помещения были столбовыми или плетеными. Полы -
земляными или глиняными. Четырехскатная крыша кры
лась соломой.
5. В районах расселения казачества дома имели свои харак
терные особенности. На Дону в построении жилища про
слеживается украинское влияние. Дома чаще возводились
глинобитные или саманные, реже встречались срубы.
Подклеты домов были высокие, так как Дон весной раз
ливался. Для казачьих домов характерно наличие галереи,
окружавшей по периметру весь дом, железная крыша. На
открытом дворе обязательно сооружалась летняя печь или
кухня.
6. Дома в бассейнах Кубани и Терека имели много общих
черт с донскими и украинскими. Но здесь преобладали
глинобитные или плетеные и обмазанные глиной по
стройки.
7. При освоении русскими обширных территорий Сибири
сюда были принесены и основные приемы домострои
тельства, бытовавшие в Европейской части России. Про
изошла адаптация этих приемов к местным условиям. Ха-
ракккцццтерной особенностью жилища Сибири являются
Народная художественная культура
усадьбы-крепости. Дом и хозяйственные постройки представляют собой единый комплекс, обнесенный мощным глухим забором. Практически ни одно окно не выходит на улицу, окна дома защищены ставнями на железных замках. В усадьбах, как правило, два двора - «чистый» и «хозяйственный».
Помимо региональных особенностей в основу классификации может быть положено такое понятие как связь(определяет планировочную связь с крытым двором и другими постройками). Остановимся на основных типах такой связи:
а) однорядная связь или «брус» (двор и сенипримы
кают к задней стене дома и находятся под одной с ним дву
скатной крышей; в плане такая изба вытянута как брусок);
б) двухрядная связь или «кошель» (двор пристроен к
дому сбоку под одной крышей с ним или под собственной
двускатной крышей; в плане как два отделения кошелька);
в) дома усложненной конфигурации, имеющие в пла
не Г-, Т- или П- образную (покоеобразную) форму.
Типы внутренней планировки избы |
Знание как экстерьера,так и интерьераизбы имеет важное значение для художественно-образной системы крестьянского жилища. Пространство избы
делилось на несколько зон или «углов», составляющих определенную иерархию. Выделялся прежде всего «красный» или «святой» угол - парадное помещение с полкой-»божницей». «Бабий угол» или «куть» - пространство около печи- традиционно воспринимался как женская половина избы. «Подпорожье» или «кут» — мужское пространство, где хозяин дома занимался разным хозяйственным ремеслом
Существует несколько региональных типов внутренней планировкиизбы В основу типологии положены такие критерии, как расположение печи, красного угла и направление устья печи.