Методическая типология фонетического материала
Вводно-фонетический курс. Типы вводных курсов и особенности их использования
Вводно-фонетический курс предполагает овладение учащимися минимальной лексикой, простейшими синтаксическими конструкциями, элементарными умениями говорения и аудирования, а также чтения и даже письменной речи. В рамках вводного курса учащиеся осваивают систему фонетики ИЯ, артикуляцию немецких звуков, особенности ударения и его реализации в различных типах слов, основные типы интонационных конструкций. При этом отбор лексики и грамматических конструкций во вводном курсе подчинен задачам обучения произношению.
Кроме вводно-фонетического курса существует так называемый сопроводительный курс фонетики. Фонетика здесь подчинена грамматике и лексике. Это фиксированная часть обычного урока ИЯ. Необходимость его вызывается тем, что 1) ВФК не покрывает всех существующих особенностей ИЯ; 2) ВФК не обеспечивает полной автоматизации произносительных навыков; 3) он обеспечивает так называемую фонетическую поддержку; 4) есть необходимость комментировать произносительные особенности изучаемого в основном курсе языкового материала.
Существует ещё один тип фонетического курса – корректировочный, или корректирующий, который идёт на продвинутом этапе. Он обычно связан с опорой на особенности родного языка. Здесь идёт снятие акцента, хотя это практически невозможно.
4. Содержание обучения фонетике: методическая типология фонетического материала, характеристика слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков
Содержание обучения немецкому произношению составляют единицы языка данного уровня: звуки, звукосочетания, интонемы (интонационные модели) и единицы речи: фразы, в частности разные коммуникативные типы предложений и связный текст (в том числе стихотворный), а также конкретные действия с этими единицами.
(на основе степени трудности усвоения материала учащимися)
I.Звуки, которые сходны или совпадают со звуками родного языка [а] [d] [m] [n].
II.Звуки, имеющие черты сходства, но и черты различия со звуками родного языка [o],[u],[p],[t],[k].
III.Звуки, имеющие большие различия или полностью отсутствующие в родном языке.
Фонетический минимум для общеобразовательной школы должен включать все звуки и фонетические явления, характерные для немецкого произношения и вызывающие определённые трудности у учащихся. Это:
1. долгота и краткость гласных, их открытость и закрытость
2. звуки ich-laut, [h], [l], носовой [n], лабиализованные гласные и дифтонги.
3. стабильность артикуляции долгих гласных
4. твердый приступ в начале слова и слога
5. аспирация (оглушение) глухих согласных
6. отсутствие палатализации (смягчения)
7. фразовое ударение
8. ударение в словах с отделяемыми и неотделяемыми приставками (приставка неотделяемая – неударная, отделяемая – ударная)
9. ударение в сложных словах
10. интонация вопросительного предложения без вопросительного слова
11. интонация предложения с инфинитивной группой и с придаточным предложением.